Новости
13.01.2021
Уважаемые родители. Изменилась стоимость горячего питания: 10.12.2020
Уважаемые родители! С 1 января изменяется стоимость горячего питания в школьной столовой.
30.11.2020
28.11.2020
26.11.20 в гимназии состоялся вебинар , в ходе которого участники получили возможность оценить опыт Гимназии 63 по внедрению новых, актуальных технологий в образовательный процесс.
26.11.2020
В ноябре 2020 года, учащиеся начальной школы, стали участниками проектов
|
ОЭРОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ГИМНАЗИИ Информационный ресурс реализации ОЭР Тема опытно-экспериментальной работы на 2018-2020 год: «Проектирование организационно-педагогических условий формирования инновационного образовательного поведения участников образовательных отношений» Отвественный за ОЭР: : заместитель директора по ВР Гулевич Ирина Александровна Научный руководитель: Илюшин Леонид Сергеевич, д.п.н.
Конкурс инновационных продуктов 2016 г. Конкурс инновационных продуктов 2015 г. Конкурс инновационных продуктов 2013 г. Конкурс инновационных продуктов 2012 г.
ПРОЕКТ опытно-экспериментальной работы по теме:
«Проектирование организационно-педагогических условий формирования инновационного образовательного поведения участников образовательных отношений» I. Основная идея проекта ОЭР, включая обоснование значимости для развития системы образования Санкт-Петербурга.
Миссия современного школьного образования в России состоит в том, чтобы сам опыт школьных усилий и результатов становился для выпускника полноценной основой профессионального выбора и внутренним мотивом к непрерывному образованию. Для того, чтобы эта миссия сочеталась с жизненной стратегией взрослеющего гражданина нашей страны, жителя Санкт-Петербурга, необходимо создание в школе таких организационно-педагогических условий, в которых главной ценностью образовательного поведения тех, кто учит и тех, кто учится, станет его инновационный характер. Исходя из этого, основную идею проекта ОЭР можно сформулировать так: Для изменения образовательного поведения человеканеобходимо опираться на осознанную потребность этого человека в результатах своей деятельности. Осознанность также требует для своего развития ресурса, который мы называем личностным смыслом деятельности. В свою очередь, этот смысл складывается из ценностей, намерений, доверия, социального опыта – всего того, что составляет школьную среду. Таким образом, инновационное образовательное поведение формируется как результат проживаемого учителем и учеником смысла, процесса, результатов их отношений.
В процессе выполнения ОЭР мы будем руководствоваться следующим авторским определением инновационного образовательного поведения.
- выбор своего из общего; - сотрудничество в обучении; - активность в поиске образовательных практик; - доверие к экспертам; - трансфер образовательных результатов. При этом, мы исходим из того, что инновационное образовательное поведение может быть полноценно реализовано только в диалоге и сотрудничестве «учитель-ученик», когда они оба будут иметь схожие внутренние установки на саморазвитие. Именно поэтому главный интеллектуальный бренд ОЭР обозначается словосочетанием «Диа-логика решений и действий». the«Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» - это утверждение Майкла Барбера, одного из авторитетнейших экспертов в области школьного образования, стало устойчивой аксиомой. Она имеет ряд следствий, касающихся подготовки учителя в новых социокультурных условиях. Следствие первое: педагогическое образование является непрерывным, процессом, определяемым, в первую очередь, изменениями в жизни общества, одно из поколений которого учит и воспитывает учитель. Следствие второе: запрос общества на изменение (повышение) качества подготовки учителя обусловлен объективными, т.е. фиксируемыми на уровне внешней и внутренней экспертизы, дефицитами существующих образовательных практик. Следствие третье: государственный ресурс решения задачи повышения качества подготовки современного учителя заключается в институализации более эффективных по отношению к прежним форм и методов осуществления непрерывного педагогического образования. Исходя из сформулированных следствий, можно решать задачу анализа современных социокультурных условий и строить новый, актуальный (т.е., востребованный всеми субъектами национального образовательного процесса) образ подготовки учителя. Образование – это деятельность, которая предполагает выбор сценария осознанного поведения в направлении саморазвития. Это в особой степени относится к педагогическому образованию, поскольку оно предполагает подготовку и включение человека в деятельность по «образованию других», т.е. наличие у учителя потребности в постоянном саморазвитии «в дороге с учеником». Исходя из этого, имеет смысл рассматривать четыреаспекташкольной культуры, на которыенеобходимоопираться в подготовкесовременногоучителя, чтобысформироватьегоадекватнуюпрофессиональнуюидентичность. К этим аспектам относятся: - культура позитивного мотивирования учеников; - культура презентации содержания образования; - культура формирования практико-ориентированных знаний и развития социально-востребованных умений личности; - культура организации проектирования и исследовательского поиска ученика. Именноэтиаспектысоставляютосновузапросаобщества и государствапоотношению к ежедневнойработе и векторупрофессиональногоразвитияучителя. В целом, принятие этой идеи в качестве ключевой в обозначенной теме ОЭР позволяет прогнозировать ряд важных результатов для развития системы образования Санкт-Петербурга, а именно: 1. Будет создана живая практика формирования инновационного образовательного поведения, которую можно будет использовать как источник актуальных кейсов в процессе повышения квалификации и переподготовки учителей; 2. Органы управления образования города, экспертные группы получат системную основу для разработки критериального аппарата оценки качества образования с точки зрения анализа процесса деятельности его участников; 3. Компетентный диалог о смыслах школьного образования в условиях мегаполиса приведёт к постановке новых задач на уровне проектирования городской образовательной стратегии, модернизации моделей социального партнёрства в районных системах образования; 4. Технологические решения и кейс-практики, которые будут созданы в результате ОЭР могут стать яркими актуальными аргументами презентации своей педагогической позиции для педагогов города, принимающих участие в национальных проектах и конкурсах. II. Цели проекта ОЭР: Главной целью проекта является создание действующей модели формирования инновационного образовательного поведения участников школьных образовательных отношений.
III. Задачи проекта ОЭР формулируются в контексте условий необходимых для достижения его целей:
Речь идёт о том, чтобы такие понятия как методологическая компетентность, исследовательская этика, информационно-поисковая культура обретали смысл личностно-значимых ценностей и внутренних критериев профессионального качества работы.
начинающего учителя, его сочетание с потребностью осознанного выбора и самоопределения в процессе образовательного взаимодействия с педагогом-руководителем и консультантом. Это позволяет сделать познавательный интерес действительно устойчивым, а выбор многоаспектным, т.е. связанным не с одной, а с несколькими сторонами исследовательской/диагностической деятельности: выбор темы, методологии, способа сотрудничества с руководителем-консультантом, формы представления промежуточных результатов коллегам и родителям и иным партнерам в области профессиональной деятельности.
Одно из условий этого - постоянная компетентная помощь учителю в его стремлении достичь успеха, преодолеть собственную неуверенность, увидеть собственную «зону ближайшего развития» и наиболее эффективный путь, ведущий к её освоению.
Для большинства педагогов успешная деятельность в поле повышения квалификации невозможна в условиях испытываемого «страха неудачи», стресса, вызванного часто неоправданно жёстким контролем и критикой со стороны экспертов и руководителей.
Выполнение этого условия способствует тому, что учитель становится субъектом собственного развития, оказывается заинтересованным не только во внешней компетентной оценке своего труда, но и сам получает возможность оценить свои достижения. Именно принятие учителем «внешней» оценки, её постоянное сопоставление с «оценкой» внутренней, делает её личностно-значимой, а, значит, педагогически-целесообразной.
6. Апробация и внедрения образовательных практик, в которых ученики получают опыт выбора модели образовательного поведения, экспертизы учебных средств, прогнозирования последствий своих школьных действий. Решениеданной задачи обеспечивает создание пятого продукта ОЭР, ориентированного именно на учеников как участников образовательных отношений. IV. Программа реализации проекта ОЭР
V. Конечные продукты ОЭР 1. Технология управления непрерывным профессиональным развитием педагогов в условиях инновационных преобразований в образовании.
Комментарий: Результаты предварительной диагностики, а также данные, полученные в прежних инновационных проектах и ОЭР-практиках, позволяют зафиксировать следующие ключевые запросы педагогов к процессу собственного непрерывного профессионального образования: - полезность (прагматический смысл); - интерес (эмоциональная вовлеченность); - комфортность (эргономика и дружелюбность среды); - доступность (финансовый аспект и логистика); - потенциал коммуникации (связи, контакты).
2. Методические рекомендации для руководителей I и II уровня по реализации технологии управления непрерывным профессиональным развитием педагогов.
Комментарий: Основными критериями качества разработанных рекомендаций являются: - институализация новых подходов к обеспечению профессионального роста и личностного развития педагога; - обретение педагогами актуального смысла своей деятельности; - осознание педагогами инновационных вызовов со стороны системы образования и школьной практики по отношению к себе лично; - получение педагогами индивидуального и коллективного позитивного опыта решения профессиональных задач в живом школьном процессе; - развитие системы образовательных отношений между учителями и учениками на основе практик осознанного запроса к образованию, опыта исследовательского и проектного поведения.
Комментарий по использованию стратегий развития кадрового потенциала в рамках программ: - стратегия обучения на основе освоения научных исследований и включение их результатов в профессиональную деятельность - стратегии интегрального обучения (интегрируется профессиональное обучение (мастер-классы) и тренинг личностного развития) - стратегии обучения планированию горизонтальной педагогической карьеры - стратегии кооперативного обучения - коммуникативные стратегии обучения - стратегии обучения в сетевых сообществах, которые можно использовать для формирования профессионального поля (люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или другой источник информации). - стратегические тренинги актуализации жизненного смысла и профилактики профессионального выгорания.
4. Программа мониторинга эффективности управления непрерывным профессиональным развитием педагогов в условиях инновационных преобразований в образовании. Комментарий по совокупности критериев мониторинга: - развитие мотивации инновационного поведения учителя в результате освоения новых педагогических методов и инструментов деятельности; - осознание учителем внутренних противоречий и дефицитов смысла в собственной педагогической деятельности; - готовность учителя к отказу от педагогических клише и стереотипов восприятия родителей и учащихся с учётом новых социальных реалий российского общества и изменения целей общего образования; - развитие социального оптимизма педагога в условиях активного поведения в благополучной, эмоционально-позитивной среде стажёрской площадки; - освоение педагогом алгоритмов информационного поиска, исследовательского диалога, включённого наблюдения, ориентированных на генерирование собственных творческих решений в работе; - расширение словарного запаса, понятийного словаря педагога в сочетании с развитием навыков выразительной речи, способствующим более продуктивному диалогу; - актуализация личностной потребности педагога в обретении привлекательного современного имиджа и развитии харизматичных аспектов своего поведения.
5. (Продукт по выбору организации) Система образовательных практик, обеспечивающих достижение школьниками следующей совокупности надпредметных образовательных результатов:
- владение проектным подходом по отношению к любой учебной деятельности; - осознанное исследовательское поведение; - управление процессамисвоей школьной жизни; - умение вести переговоры ради сотрудничества; - дивергентное мышление; - активный и эффективный отдых; - умение создавать тексты; - навыки самопрезентации.
VI. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта ОЭР в образовательную практику
Способами распространения результатов могут быть:
VII. Ресурсное обеспечение ОЭР Кадровый состав, готовый к ведению ОЭР Общая характеристика кадрового состава Гимназии 63:
Высшая квалификационная категория – 26 Первая квалификационная категория – 14 Без категории (в том числе молодые специалисты) - 40
Почетное Звание «Заслуженный учитель РФ» -1 Медаль «Ветеран труда» – 3 Нагрудный знак «Отличник просвещения» – 10 Нагрудный знак «Почетный работник общего образования России» – 7 Почетная грамота МО и науки РФ -3 Знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» -2 Медаль «За трудовое отличие» -1 В педагогическом коллективе работают 3 кандидата наук, что позволяет повысить мотивацию учащихся к получению высшего образования, поддерживать связь с высшими учебными заведениями Санкт-Петербурга. В распространении инновационного педагогического опыта среди учителей района и города принимали активное участие представители всех методических обьединений района. Внешняя инновационная деятельность гимназии за последний учебный год :
С каждым годом увеличивается количество учителей – экспертов ЕГЭ и ОГЭ. Каждый год большое количество педагогов гимназии проходят курсовую подготовку на базе АППО, НМЦ, РЦОК и ИТ, городских и районных ресурсных центров, СПбГДТЮ, ИТМО. За последние годы сложилась определенная система методической работы в гимназии, которая включает следующие элементы: обучение кадров; взаимообмен педагогическим опытом; инновационная деятельность. Структура методической службы гимназии соответствует потребностям педагогов в совершенствовании профессионального мастерства. Работа методического объединения рассматривается как показатель состояния горизонтальной системы повышения квалификации педагогов. Сегодня две трети учителей активно внедряют в учебный процесс информационно-коммуникационные и современные личностно – ориентированные образовательные технологии. Одной из отличительных характеристик педагогов гимназии является использование на всех ступенях обучения учебно- исследовательской деятельности как технологии развивающего обучения. Педагогический коллектив добивается стабильных положительных результатов в профильном образовании, стремится к обеспечению личностного роста учащегося и его подготовку к полноценному эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. На базе гимназии регулярно проводятся семинары, консультации, деловые игры для педагогических и руководящих работников образования района, города. Каждый год педагоги гимназии участвуют в конкурсах педагогических достижений и инновационных продуктов. Результаты самоанализа педагогического коллектива Гимназии. Приведённые данные подготовлены для участия руководителя Гимназии в городском конкурсе «Лидер в образовании» (Победитель 2010 г.и 2016 г.) - Педагоги-наставники, передающие опыт использования результатов ОЭР -15 % - Педагоги, использующие свой опыт ОЭР в рамках урочной и внеурочной, внеучебной деятельности по предмету и в практике воспитательной работы – 39% - Педагоги, имеющие устойчивый успешный опыт ОЭР на протяжении 5 лет – 25 % - Педагоги, активно включенные в практику ОЭР в настоящее время – 53 % - Педагоги, использующие ИКТ и медиаресурсы гимназии непосредственно при проведении занятий (не реже 2-3 раз в неделю) -79%
Предложение по кандидатуре научного руководителя: Илюшин Леонид Сергеевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательного менеджмента и непрерывного филологического образования СПбГУ. Сфера научных интересов: образовательная мотивация школьников, качество образования и образовательные стандарты, образовательная политика, инновационная школа, актуальные задачи естественно-научного образования, сравнительные исследования в образовании.
Л.С. Илюшин сотрудничает с Гимназией 63 более 20 лет, под его научным руководством разрабатывались и были реализованы несколько программ ОЭР и Концепция развития Гимназии. Являясь экспертом проекта Российской Академии Образования и Минобрнауки по разработке и внедрению ФГОС нового поколения, Л.С. Илюшин обеспечивает информационное сопровождение коллектива Гимназии по различным аспектам ФГОС, непосредственно участвует в процессе реализации управленческих и педагогических инициатив Гимназии, знаком с педагогическим коллективом.
Материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой ОЭР Материально-техническая база реализации ООП ООО обеспечивает соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской); пожарной и электробезопасности; требований охраны труда. Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность: создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука); получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке); проведения экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей; цифрового (электронного) и традиционного измерения; физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации отдыха и питания. Информационно-образовательная среда гимназии включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты):
Финансовое обеспечение ОЭР В рамках текущего бюджетного финансирования деятельности ОУ, с привлечением внебюджетных средств, предусмотренных нормативно-правовыми рамками Устава и Лицензии ОУ, а также документами Комитета по образованию, регламентирующими привлечение и использование внебюджетных средств. Запрос на приобретение оборудования, соответствующего задачам планируемой ОЭР. за счет средств бюджета Санкт-Петербурга:
IV. Критерии и показатели эффективности ОЭР, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом её реализации. (критерии эффективности см. в «комментариях» к п. V – “Конечныепродукты ОЭР)
8.1 Диагностический инструментарий внешней и внутренней оценки успешности Проекта. - стартовое собеседование с учителями по выявлению профессиональных и личностных запросов в отношении внутришкольнойстажировки по развитию инновационного образовательного поведения; - структурированное интервью с учителями по результатам стажировки; - внутришкольнаяэкспертная оценка инновационных практик, предложенных учителем по результатам стажировки; - публичный отчет учителя о результатах внутришкольнойстажировки перед родителями учащихся и коллегами; - методики получения обратной связи со стороны школьников, родителей, с которыми работал учитель в процессе стажировки; - анализ продуктов проектной и исследовательской деятельности школьников. 8.2 Логика мониторинга качества реализации Проекта: - определить критерии, показатели и индикаторы внутришкольного мониторинга успешности реализации Проекта по его направлениям и в соответствие с принципами и ценностями создаваемой в школе инновационной образовательной среды; - провести анализ запросов родителей, учащихся и педагогов к новому качеству школьной среды и результатам реализации Проекта; - апробировать способы диагностики количественных и качественных показателей успешности реализации Проекта; - организовать деятельность по системному использованию диагностических методик, направленных на выявление линий развития и точек затруднений в процессе реализации Проекта; - организовать практику постоянной публикации результатов реализации Проекта через имеющиеся информационные ресурсы школы. IX .SWOT-анализ о возможности проведения ОЭР. Анализ внутренних факторов
Анализ внешних факторов :
Руководитель организации ______________________ _________________________ подпись ФИО М.П.
|