Новости
09.10.2024
С 23 сентября по 13 октября 2024 г. пройдет первый в новом сезоне «Урок цифры», темой которого станет «Искусственный интеллект: промпт-инжиниринг».
07.10.2024
Команда 9 класса нашей Гимназии прошла первый этап конкурса
07.10.2024
Первый этап Городского командного историко-краеведческого конкурса "Путешествие в прошлое"
04.10.2024
Подведены итоги конкурса выразительного чтения стихов
04.10.2024
4 октября в нашей Гимназии состоялся праздничный концерт, посвященный Дню учителя
|
конкурс инновационных продуктов 2013Презентация инновационного продукта Интегрированное задание по выявлению уровня сформированности УУД Методики психологического обследования учащихся гимназии Схема комплексной характеристики класса
ЗАЯВКА на участие в конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020»
Общее описание инновационного продукта: ключевые положения, глоссарий.
Представляемый на конкурс инновационный продукт относится к категории практико-ориентированных ресурсов внедрения ФГОС нового поколения. Разработанный и прошедший апробацию комплект инструментов внутришкольного мониторинга формирования УУД при переходе из начальной в основную школу позволяет решить несколько актуальных для современной российской школы задач. В то же время, он находится в сфере ключевых приоритетов Программы развития «Петербургской школы 2020», поскольку является ресурсом сопровождения массового внедрения нового стандарта в основную школу в ближайшие 2 года. В настоящее время школьная практика непрерывного сопровождения образовательного процесса с точки зрения оценки его эффективности и качества испытывает очевидный дефицит прямых, понятных учителю, ученикам и родителям, инструментов диагностики и анализа. Предлагаемый продукт содержит в себе целостный комплект диагностических процедур, участниками которых становятся все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся основной школы в начале данной ступени образования, родители, администрация школы, эксперты психолого-педагогической области. Предлагаемое авторским коллективом решение традиционной проблемы преемственности всех аспектов школьного образования при переходе из начальной в основную школу носит инновационный характер по ряду оснований. Во-первых, ключевой категорией продукта является концепция формирования универсальных учебных действий (УУД), лежащая в основе дидактического построения образовательной программы начальной школы. Эта концепция развивается в основной школе в идее компетентностного подхода, развития исследовательских умений учащихся основной школы. В этом смысле, предлагаемый продукт имеет четкую проектную направленность, предвосхищая массовый переход школ к новым дидактическим реалиям основной школы и прямое ее «столкновение» с требованиями обеспечения «доступности качества» на всех ступенях школьного образования. Во-вторых, организационной моделью внедрения данного продукта является модель, построенная на создании в школе «института коллегиальной ответственности и взаимной экспертизы» педагогов разных ступеней образования. Этот институт в предлагаемом инновационном продукте имеет, скорее, неформальный, чем нормативно-закреплённый характер. Данное обстоятельство связано с убеждённостью авторов продукта в следующем: и цели, и задачи, и поурочная (вместе с внеурочной) практика реализация ФГОС в современной школе предполагает процесс постоянного диалога и поиска ресурсов согласования индивидуальных стилей педагогической деятельности, традиций конкретной школы, особенностей социо-культурной ситуации вокруг школы, наличия мотивации родителей к сотрудничеству, а не «разграничению полномочий». Таким образом, предлагаемый инновационный продукт обеспечивает постоянную актуализацию категории «качества образования» в педагогическом диалоге семьи и школы. Наконец, в третьих, инструментарий инновационного продукта (диагностические материалы и рекомендации по работе с ними) являются авторскими, прошедшими апробацию в условиях востребованной социумом, крупной городской школы, реализующей практику компетентностного подхода, ориентации на достижения учащихся, активного участия педагогов в опытно-экспериментальной работе. Можно утверждать, что предлагаемый продукт прошёл апробацию в условиях, определяемых Концепцией развития «Петербугской Школы 2020», как приоритетные и необходимые в городской школе в настоящем и стратегическом будущем.
Основной замысел и технология использования созданного инновационного продукта могут быть раскрыты в нескольких ключевых понятиях, входящих в его название.
«Формирование универсальных учебных действий (УУД)». В данной заявке не ставится цель пересказа концепции УУД, подробно изложенная в материалах ФГОС, но принципиальным с точки зрения раскрытия сути инновационного замысла представляется следующий комментарий. Универсальные учебные действия, являясь основным личностным ресурсом интеграции учебных усилий (мотивации) и дидактического уклада урока, претерпевают качественные изменения при переходе ученика из начальной школы в основную. Исследования отечественных (группа акад. РАО Д.И. Фельдштейна) и зарубежных (R. Alexander, K. Robinson) убедительно доказывают необходимость именно коллегиального психолого-педагогического сопровождения и оценки универсальных учебных умений на основе не только знания их «номенклатуры», но в большей степени – специфики классно-урочной системы в условиях внедрения ФГОС в основную ступень школы.
«Внутришкольный мониторинг» Не останавливаясь на академических аспектах понятия педагогического мониторинга, достаточно глубоко изученных при создании инновационного продукта, остановимся кратко на аспекте его «внутришкольности». Существующая практика внешней оценки качества школьного образования, при всей ее важности с точки зрения системного развития образования, ставит школу в позицию «доказательства эффективности собственных усилий» по реализации целей образования. Доминирование такой практики приводит к пассивности инновационного мышления учителей, развитию «страха внешнего контроля» и т.п. Требуется дополнение этой практики внутришкольными, актуальными для конкретной ситуации педколлектива, контингента учащихся инструментами самодиагностики. Именно они, составляя содержание внутришкольного мониторинга формирования УУД позволяют влиять на совершенствование, эффективность педагогического процесса не «извне», а из непосредственной точки приложения педагогических усилий с помощью коллегиальной экспертизы и диалога. «Преемственность 3-D». Это ключевая метафора инновационного продукта, которая, по сути, является его имиджевой характеристикой и ресурсом популяризации среди педагогов и родителей. Мы рассматриваем проблему преемственности в нескольких аспектах. Во-первых, это преемственность содержания образования на разных ступенях школы, обеспечить которую можно лишь в условиях постоянной внутришкольного диалога педагогов «выпускающих» детей из одной ОП и «принимающих» в следующей. Во-вторых, это преемственность способов, а главное, критериев достижения качества образования, на которое ориентирует ФГОС и ОП школы, соответственно. Наконец, в третьих, это преемственность в диалоге с родителями, который стартовал с первого дня школьного обучения и должен продолжаться все 11 лет школьного образования, в особенности, в периоды изменения дидактических моделей, применяемых к классу и ученику в начальной, основной и старшей школе. Индекс «3 D» в названии инновационного продукта подчеркивает его «объёмность», всесторонний, комплексный характер, который обеспечивается в условиях сотрудничества педагогов, специалистов психолого-педагогической сферы и родителей, соответственно.
Аналоговый анализ, включающий:
Анализ существующих в Российской системе школьного образования аналогичных продуктов позволяет привести в качестве примера (при общем количестве около 30 прямых ссылок, включающих понятие «мониторинг формирования УУД» три показательных для сопоставления продукта:
Являясь наиболее близкими по методологии продуктами, ориентированными на оценку формирования УУД в условиях внедрения ФГОС, данные публикации подтверждают актуальность проблематики предлагаемого нами инновационного продукта (общее число зарегистрированных участников на портале и форуме, например, превышает 400 участников и содержит более 1,5 тысяч подкастов)
Выбор указанных выше продуктов для сопоставительного анализа обусловлен наличием в них ряда характеристик, присутствующих и в предлагаемом нами инновационном продукте. К ним относятся: системность в подходе к проблеме оценки качества сформированности УУД в начальной школе; опора на валидные диагностические методики; ориентация не только на результативный, но и на процессуальный аспект диагностики. Вместе с тем, ни в одном из рассматриваемых продуктов не содержится решений, направленных на обеспечение преемственности начальной и оcновной ступеней образования. Во всех случаях речь идёт о начальной школе, как о единственном объекте мониторинга, поскольку авторы исходят из применения ФГОС непосредственно к ней, без прогнозирования проблем перехода учащихся к иному дидактическому укладу. Кроме того, ни в одном из рассматриваемых продуктов не содержится каких-либо инструментов, обеспечивающих включение родителей в процесс такого мониторинга. В целом следует отметить, что этот аспект по нашему мнению вообще не рассматривается в актуальных (ориентированных на ФГОС) методических разработках по оценке качества формирования УУД. Имеющаяся в нашем инновационном продукте развернутая анкета для родителей 5-классников позволяет достаточно системно и глубоко (возможно, с последующими устными консультациями) оценить проблемное поле перехода ребёнка из 4-го в 5 класс в условиях внедрения ФГОС.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта
Технические ресурсы:
Кадровые ресурсы:
Социальные ресурсы:
Сетевые ресурсы:
Технология внедрения инновационного продукта: что? для чего и зачем? для кого? как?
Что?
Инновационный продукт представляет собой комплексный, прошедший апробацию, диагностический инструментарий по оценке качества формирования УУД на этапе перехода из начальной в основную школу. Комплект диагностических материалов включает: - комплексную характеристику класса, заполняемую классным руководителем; - развернутую анкету для родителей учеников 5 класса; - диагностический инструментарий психолого-педагогической диагностики формирования ряда аспектов УУД; - интегрированные задания по анализу текста, позволяющие оценить ключевые аспекты сформированности УУД, связанные с этим видом учебной деятельности – основным дидактическим ресурсом основной ступени.
Для чего и зачем? Актуальность предлагаемого инновационного продукта можно раскрыть в следующих кратких тезисах: 1. Внутришкольный мониторинг ориентирован на решение задачи обеспечения доступности качества для максимально возможного числа учащихся за счёт скрупулёзного и непрерывного анализа трудностей и достижений, характерных для каждого из них на этапе перехода из начальной в основную школу; 2. Предлагаемый инновационный продукт позволяет вовлечь в решение задач внедрения ФГОС в основной школе ресурс семьи через компетентное, доброжелательное, открытое взаимодействие с ней в рамках мониторинга; 3. Организация внутришкольного мониторинга на первом этапе основной ступени школы позволяет создать в образовательной организации институт непрерывной внутренней диагностики по ключевым критериям ФГОС с выходом на оценку развития компетентностей старшеклассников. Административный ресурс поддержки этого института позволяет развивать автономность и самостоятельность учреждения, а также создаёт дополнительные основания для постепенного перехода к полноценному государственно-общественному управлению школой. 4. Опыт участия учителей-предметников, классных руководителей, учащихся и родителей в мероприятиях внутришкольного мониторинга развивает понимание ключевых смыслов образовательной деятельности, влияет на внутреннюю мотивацию субъектов, помогает организовать неформальное профессиональное взаимодействие всех категорий педагогических работников школы.
Для кого? Внутришкольный мониторинг формирования УУД при переходе из начальной в основную школу представляет собой систему диагностических материалов, ориентированных на все группы участников образовательного процесса. - учеников 5 класса по завершении ими основного процесса адаптации (конец 1 учебной четверти); - учителей-предметников основной школы, способных оценивать готовность учащихся класса решать образовательные задачи основной ступени образования; - классных руководителей 5-х классов, которые могут быть обеспечены информационным психолого-педагогическим ресурсом для составления комплексной характеристика класса, как коллективного субъекта образовательной деятельности в основной школе; - учителей начальной школы, располагающих актуальным опытом подготовки учащихся к обучению в основной школе, формированию их УУД, результатами наблюдений за индивидуальным и групповым (классным) характером учебно-познавательной деятельности; - родителей 5-классников, имеющих в распоряжении чрезвычайно ценный ресурс включенного наблюдения за учебной деятельностью ребёнка дома, а также способных оценить отношение ребёнка к образовательному процессу через диалог с ним дома; - администрации образовательного учреждения, обеспечивающей условия для эффективной преемственности при переходе учащихся из начальной в основную ступень образования;
Как? Основные мероприятия и диагностические процедуры внутришкольного мониторинга осуществляются в конце 1 четверти 5-го года обучения и далее повторяются в начале следующих годов (5-9) с незначительной коррекцией диагностических методик в условиях развития школы, изменения состава участников образовательного процесса, роста компетентности и доброжелательности родителей в отношении мероприятий мониторинга. В приложениях обозначены ключевые исполнители каждой из диагностических процедур, а именно: - учащиеся, как исполнители интегрированного задания с текстом; - учителя-предметники, как эксперты оценивания заданий и участники малых педагогических консилиумов по результатам психолого-педагогической диагностики; - классные руководители основной школы, как составители комплексной характеристики класса по результатам процедур мониторинга; - родители учащихся, как респонденты развернутого анкетирования.
Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта
Мы рассматриваем результаты эффективности представленного инновационного продукта в трех аспектах: 1. Влияние используемого продукта (его компонентов) на решение задачи обеспечения доступности качества образования в основной школе в условиях внедрения ФГОС. Данный продукт является комплексной системой мониторинга качества образования, способствует личностному развитию каждого ученика на основной ступени обучения; обеспечивает процесс развития самооценки и образовательной рефлексии; развитие образовательной мотивации школьников; создаёт условия для предупреждения и раннего эффективного преодоления учебных затруднений.
2. Влияние используемого продукта на гармоничное взаимодействие всех участников образовательного процесса, как необходимое условие реализации модели успешной, комфортной школы. Все компоненты представленного инновационного продукта объединены принципами ориентации на личностные достижения учащихся, успешности, педагогического диалога семьи и школы, открытости образовательного процесса. Это позволяет рассматривать представленный продукт как ресурс построения гармоничной, комфортной образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на доступность качественного образования школьников, а с другой - на профессиональное развитие и актуализацию педагогической позиции учителей в условиях внедрения ФГОС. Кроме того, инновационный продукт способствует становлению института социального партнёрства на всех ступенях школньгго образования.
3. Влияние используемого продукта на реализацию инновационного потенциала образовательного учреждения. Комплексное использование инновационного продукта в образовательном процессе повлияло на мотивацию профессионального развития педагогов – участников инновационной деятельности, сделав саму деятельность более привлекательной, востребованной на уровне личных профессиональных инициатив учителей-предметников и классных руководителей. Это позволило обеспечить накопление учителями культуры применения педагогических технологий, проектной деятельности, практики осмысленной педагогической диагностики. Существенно снизился «порог профессионального страха» и риска «неуспешности» перед новыми идеями, проектами и инициативами, предлагаемыми как группами учителей, так и администрацией гимназии.
Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
Представляя заявку на конкурс, гарантируем, что авторы инновационного продукта: - согласны с условиями участия в данном конкурсе; - не претендуют на конфиденциальность представленных в заявке конкурсных материалов и допускают редакторскую правку перед публикацией материалов; - принимают на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
__________________________ _Гулевич И.А.___________________________ подпись автора продукта расшифровка подписи
__________________________ _Илюшин Л.С.___________________________ подпись автора продукта расшифровка подписи
__________________________ _Блохина И.В.___________________________ подпись автора продукта расшифровка подписи
__________________________ _Лаврова Т.М.___________________________ подпись автора продукта расшифровка подписи
__________________________ _Туманова О.Г.___________________________ подпись директора гимназии расшифровка подписи
М.П. «__3___»__сентября____2013г. |