Новости
04.12.2024
Уважаемые родители. 14 декабря в Гимназии проводится День открытых дверей. 27.11.2024
Наша ученица стала лауреатом I степени!
26.11.2024
Ребята встретились в театре Буфф
24.11.2024
Ребята из медиа-центра подготовили видеопоздравление
22.11.2024
Ребята побывали в Зоологическом музее
|
конкурс инновационных проектовОбразовательное резюме выпускника основной школы Презентация инновационного продукта
ЗАЯВКА на участие в конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020»
Общее описание инновационного продукта: ключевые положения, глоссарий.
Представляемый на конкурс инновационный продукт относится к категории комплексных ресурсов образовательного процесса по направлению - мотивация и оценка образовательной деятельности ученика начальной и основной школы. В настоящее время школьная практика испытывает очевидный дефицит простых и эффективных педагогических решений, обеспечивающих развитие образовательной мотивации ученика на всём протяжении школьной жизни. Нельзя утверждать, что таких решений нет вовсе, но в основном они касаются непосредственно системы оценивания знаний и результатов учебной деятельности школьников, развивая, или, напротив, отменяя и заменяя собой традиционную модель пятибалльной оценки, утвердившуюся в отечественной школе уже более нескольких столетий тому назад. Предлагаемое педагогическое решение задачи сопровождения процесса развития образовательной мотивации учащихся вкупе с объективным (т.е. сочетающим внешний и внутренний компоненты) и непрерывным оцениванием качества образовательных результатов, позволяет в значительной степени укрепить позиции компетентностного подхода непосредственно «на столе учителя и парте ученика», а не только в текстах методических рекомендаций. Использование последних, на наш взгляд, как правило, затруднено отсутствием именно конкретных форм, инструментов, шагов во взаимодействии педагога и ученика в оценивании образовательных результатов. Кроме того, использование предлагаемого инновационного продукта существенно влияет на формирование осознанной, компетентной и заинтересованной позиции родителей в процессе развития образовательной мотивации на всех ступенях обучения. Основная идея созданного, прошедшего апробацию и готового к тиражированию в школах города «продукта» состоит в достаточно простом в плане внутришкольного документооборота и одновременно эффективном соединении двух аспектов мониторинга качества образовательных результатов. Первый аспект представляет собой систему критериев и «индикаторов учебной деятельности ученика», созданных на основе модели образовательных результатов, предложенной в ФГОС нового поколения. Второй аспект - организационно-педагогический, т.е. раскрывающий смысл, значения и алгоритмы конкретных действий участников образовательного процесса (школьников, педагогов, родителей, администрации), направленных на реализацию предлагаемой технологии. Системообразующим элементом инновационного продукта является «образовательное резюме выпускника основной школы». В настоящей заявке и приложениях к ней представлена как сама форма такого резюме, так и система предварительной (с начальной ступени образования) работы по его созданию.
Основной смысл созданного инновационного продукта может быть раскрыт в нескольких ключевых понятиях: 1. «Образовательное резюме». Внутришкольный документ, отражающий процесс сопровождения развития образовательной мотивации ученика и содержащий достоверные, объективные сведения о качестве его образовательных результатов. Инструмент непрерывного педагогического диалога по линии: «родители-педагоги-администрация» на всем протяжении образовательного маршрута школьника. Способ развития практики самопрезентации учащихся в образовательном процессе. Согласованное на уровне всех участников образовательного процесса условие промежуточной и итоговой аттестации учащихся на каждой ступени обучения. 2. «Результаты образовательной деятельности». В данном случае речь идёт, в первую очередь, о совокупности личностных, предметных и метапредметных результатах образовательной деятельности, как ключевой категории ФГОС в части оценки качества образования. Во-вторых, мы относим к результатам образовательной деятельности закреплённую в учебных и развивающих программах начальной школы совокупность универсальных учебных действий, на основе которых далее - в основной школе, происходит становление компетенций выпускника основной школы. Наконец, в-третьих, к результатам образовательной деятельности в логике применения предлагаемого инновационного продукта, мы относим социальный опыт ученика, полученный им в процессе школьной жизни. 3. «Мониторинг учебных умений». Процесс непрерывного сбора, обработки и презентации данных оценки учебных умений школьника. Комплексный и личностно-ориентированный характер мониторинга обеспечиваются созданными в школе организационно-педагогическими условиями, закреплёнными в нормативных документах регламентирующего и рекомендательного характера. Мониторинг в обязательном порядке сочетает в своем инструментарии внешнюю (педагогическую) и внутреннюю (самооценка) стороны оценивания образовательных результатов. Целью мониторинга является обеспечение объективности личностно-ориентированнных педагогических решений любого масштаба на протяжении начальной ступени образования. 4. «Комплексная характеристика учащегося». Диагностический прием, основанный на сопоставлении демонстрируемых учеником качеств (знаний, умений, ценностных ориентаций и т.п.) с критериями успешности образовательной деятельности, определяемыми соответствующими нормами ФГОС. Комплексная характеристика является также инструментом организации и содержательного наполнения педагогического диалога с родителями ученика, позволяющим просто и доступно раскрыть им смысл целого ряда диагностических процедур и оценивания качества образовательных результатов в целом.
Аналоговый анализ, включающий:
Результаты анализа существующей образовательной практики, ориентированной на комплексное, непрерывное и индивидуальное развитие образовательной мотивации учащихся, позволяют утверждать следующее:
1. Словосочетание «Образовательное резюме выпускника основной школы» не упоминается в опубликованных сетевых ресурсах в такой редакции. Тот же вывод позволяет сделать анализ публикации отдельных компонентов инновационного продукта на семинарах, круглых столах и консультациях со специалистами. Разумеется, термин «резюме» не является авторским, поскольку прочно утвержден в практике взаимоотношений на рынке труда, но даже в сочетании с прилагательным «образовательное», он встречается лишь в достаточно редких публикациях, касающихся исключительно вузовского образования.
2. Идея сочетания в аттестационной практике школы различных диагностических инструментов, разумеется, не может считаться инновационной, поскольку составляет сущность подхода к практике оценивания образовательных результатов, определённого ФГОС. Вместе с тем, инновационностью, как качеством более эффективного по сравнению с имеющимися средствами решения педагогических задач, обладает уникальное сочетание «образовательного резюме» с предшествующей практикой комплексного сопровождения развития образовательной мотивации школьников. В материалах ФГОС решение задачи компетентного, объективного, индивидуального оценивания качества образовательных результатов учащихся именно в ежедневной практике отведено в область компетенции образовательного учреждения. В этом смысле, предлагаемый инновационный продукт в настоящее время не имеет прямых аналогов.
3. Анализ существующих «школьных решений» в области непрерывного сопровождения развития образовательной мотивации школьников позволяет констатировать наличие достаточно вариативного набора технологий и более узкого (по-урочного) инструментария в отечественной школе. Абсолютное их большинство, в то же время, нацелены на учет и публикацию достижений учащихся, нежели на их проектирование и анализ. Отдельные решения существуют в предметных областях, поскольку в настоящее время они становятся практически обязательным компонентом «УМК нового поколения». Решений, сочетающих в себе практику учета, публикации, проектирования и анализа образовательных достижений школьников, выстроенную на протяжении двух ступеней обучения, нам обнаружить не удалось.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта
Технические ресурсы:
Кадровые ресурсы:
Социальные ресурсы:
Технология внедрения инновационного продукта: что? для чего и зачем? для кого? как?
Что? «Образовательное резюме выпускника основной школы» представляет собой внутришкольный электронный документ, отражающий процесс сопровождения развития образовательной мотивации ученика и содержащий достоверные, объективные сведения о качестве его образовательных результатов. «Образовательное резюме» состоит из трех частей, заполняемых разными участниками образовательного процесса: I часть представляет из себя электронный документ формата Word, заполняется учеником и состоит шести разделов и подразделов: 1. Динамика академической успеваемости. 1.1. Средний балл по предметам за год. 1.2. Средний балл по областям 1.3. Результаты государственной (итоговой) аттестации 2. Достижения ученика в предметных конкурсах и олимпиадах. 2.1. Участие в предметных олимпиадах 2. 2.Участие в конкурсах по предметам 2. 3. Участие в международных конкурсах и проектах 3. Учебно-исследовательская деятельность ученика. 4. Дополнительное образование 4.1. Посещение факультативов, спецкурсов и элективных курсов 4.2. Посещение музеев и театров 4.3.Посещение кружков, секций 5. Универсальные учебные действия 6. Сам о себе. (Сочинение - рассуждение на тему: «чему я научился в основной школе? Чему я готов учиться в старшей школе?») II часть - представляет из себя электронный документ формата Exel, заполняется учителями предметниками и состоит из активной таблицы. III часть - рейтинго-профильный анализ предыдущих двух частей, выполняется классным руководителем и администрацией.
Для чего и зачем? «Образовательное резюме выпускника основной школы» является инструментом непрерывного педагогического диалога по линии: «родители-педагоги-администрация» на всем протяжении образовательного маршрута школьника, а также способом развития практики самопрезентации учащихся в образовательном процессе. «Образовательное резюме» предполагает использование данного продукта с 5-го по 9-класс в любом ОУ для развития у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию, через фиксацию результатов своей учебной деятельности
В соответствии с введением новых ФГОС встает одна из основных проблем, как отследить формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Таким образом, определение целесообразности «образовательного резюме» можно утверждать, что его анализ определяет: 1. Направление профилизации, прилежание, объективную оценку «желания учиться» 2. Степень заинтересованности в получении академических знаний. 3. Степень готовности к презентации знаний, умений и навыков. 4. Степень социальной активности. 5. Уровень самооценки и степень сформированности УУД. 6. Наличие устойчивой мотивации 7. Готовность к самообразованию и самовоспитанию 8. Адекватность позитивной самооценки и Я-концепции.
Полученные данные служат для собеседования с учеником и его родителями (законными представителями) по вопросу построения индивидуальной образовательной траектории после освоения программы основной школы.
Для кого? Актуальность инновационного продукта определяется необходимостью практической реализации в образовательной программе школы, гуманитарных ресурсов, позволяющих Учащимся - осуществлять самопрезентацию образовательных результатов за основную школу Родителям - принимать активную позицию социального партнера Учителям - применять инструмент для мониторинга мотивации и оценки образовательной деятельности ученика Администрации - использовать «образовательное резюме» как инструмент для педагогического диалога со всеми участниками образовательного процесса.
Как? «Образовательное резюме» заполняется учениками 9-х классов самостоятельно на основании материалов, собранных в «мини-портфолио» за основную школу. (В глоссарий: «Мини-портфолио». Страницы персонального дневника гимназиста, отражающие аспекты образовательной деятельности, такие как: дополнительные занятия, кружки, секции, факультативы, спецкурсы, внешкольные занятия; предметные олимпиады; творческие реферативные, исследовательские работы; школьные конкурсы). Форма для заполнения «Образовательного резюме» размещена на сайте гимназии для свободного доступа учеников, родителей и педагогов. Форма заполняется в электронном виде и отправляется учащимися на электронный адрес гимназии для внутреннего документооборота. Одна из составляющих «Образовательного резюме» - это таблица, отражающая требования к метапредметным результатам обучения, в которую внесены определенные критерии. Данная таблица заполняется как учениками в своем «резюме», так и педагогами (3-5 учителей, которые преподают в классе) в электронном виде (Приложение), затем результаты сравниваются и делаются определенные выводы. Заполнение пятого раздела «Универсальные учебные действия» предполагает работу педагогов по ответу на вопросы сформированности у конкретного ученика метапредметных УУД. Заполняется таблица каждым учителем в программе Exel. В предложенной нами версии выделены пять листов для учителей, обозначенных «учитель 1», «учитель 2» и т.д. и один итоговый лист. При заполнении каждым учителем своего листа в итоговой таблице автоматически высчитывается средний балл. На каждом из этих листов размещена одинаковая таблица. Таблица представляет из себя несколько столбцов: номер по порядку, отслеживаемые УУД, фамилии учеников. Каждый из листов имеет защиту. Фамилии учеников и при необходимости критерии универсальных учебных действий электронных таблиц могут быть изменены. Для этого необходимо внести изменения только в итоговую таблицу, на других листах эти изменения произойдут автоматически (для технического координатора ПАРОЛЬ 123).
Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта
Мы рассматриваем результаты эффективности представленного продукта в трех аспектах: 1. Влияние используемого продукта (его компонентов) на качество образовательных достижений школьников. Данный продукт является комплексной системой мониторинга качества образования, способствует личностному развитию каждого ученика на всех ступенях обучения; обеспечивает процесс приобретения социального опыта, практики самоанализа и самопрезентации; развитие образовательной мотивации школьников.
2. Влияние используемого продукта на гармоничное взаимодействие всех участников образовательного процесса, как необходимое условие реализации модели успешной, комфортной школы. Все компоненты представленного инновационного продукта объединены принципами ориентации на личностные достижения учащихся, успешности и развитие навыка самоанализа, способствующего самоопределению. Это позволяет рассматривать представленный продукт как систему мониторинга при построении гармоничной, комфортной образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на самореализацию школьников и педагогов, а с другой - на удовлетворенность родителей ходом и результатами образовательного процесса, становление полноценной системы социального партнерства.
3. Влияние используемого продукта на реализацию инновационного потенциала образовательного учреждения. Комплексное использование инновационного продукта в образовательном процессе повлияло на мотивацию педагогов - участников инновационной деятельности, сделав саму деятельность более привлекательной, востребованной на уровне личных профессиональных инициатив учителей-предметников и классных руководителей. Это позволило обеспечить накопление учителями культуры применения педагогических технологий, проектной деятельности, практики социализации учащихся. Существенно снизился «порог профессионального страха» перед новыми идеями, проектами и инициативами, предлагаемыми как группами учителей, так и администрацией гимназии.
В целом «Образовательное резюме» выступает в качестве общешкольного документа, помогающего обоснованно подойти ученикам, родителям и учителям к вопросу выбора дальнейшего индивидуального образовательного маршрута после получения основного общего образования .
Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
Представляя заявку на конкурс, гарантируем, что авторы инновационного продукта: - согласны с условиями участия в данном конкурсе; - не претендуют на конфиденциальность представленных в заявке материалов и допускают редакторскую правку перед публикацией материалов; - принимают на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
__________________________ ____________________________ подпись автора продукта расшифровка подписи
__________________________ ____________________________ подпись автора продукта расшифровка подписи
__________________________ ____________________________ подпись автора продукта расшифровка подписи
__________________________ ____________________________ подпись автора продукта расшифровка подписи
__________________________ ____________________________ подпись директора гимназии расшифровка подписи
М.П. «_____»_____________________20__г.
Приложения к заявке на участие в конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020» ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга
1. Форма «образовательного резюме выпускника основной школы». 2. Электронная версия программы « Оценка универсальных учебных действий ученика». 3. Аналитическая справка о реализации индивидуальных образовательных маршрутов учеников основной школы. 4. Презентация инновационного продукта. 5. Примеры «Образовательных резюме» выпускников основной школы Гимназии №63 2012 года.
|