Новости
27.03.2023
Итоги предметной декады РИТМ
27.03.2023
Поздравляем победителя и призеров XXV городской научно-практической конференции "Шаги в науку XXI века"
26.03.2023
В Гимназии прошли театральные праздники сказок.

24.03.2023
22 марта в Гимназии прошел финал районного конкурса песни на иностранных языках.

13.03.2023
Первоклассники попрощались с Азбукой

|
ОЭР
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ГИМНАЗИИ
Информационный ресурс реализации ОЭР
тема на 2023-2025 годы:
Разработка и апробация цифрового формата мотивации продуктивного образовательного поведения школьников в условиях личностно-ориентированного образовательного процесса
Отвественный за ОЭР: : заместитель директора по ВР Гулевич Ирина Александровна
Научный руководитель: Илюшин Леонид Сергеевич, д.п.н.
Районная опорная площадка
Методические разработки учителей гимназии, разработанные в рамках реализации ОЭР 2023-2025 (в том числе представленные на конкурсах)
Конкурс инновационных продуктов 2016 г.
Конкурс инновационных продуктов 2015 г.
Конкурс инновационных продуктов 2013 г.
Конкурс инновационных продуктов 2012 г.
Образовательная программа
ПРОЕКТ
опытно-экспериментальной работы по теме:
(версия в pdf)
Разработка и апробация цифрового формата мотивации продуктивного образовательного поведения школьников в условиях личностно-ориентированного образовательного процесса
.Основная идея проекта ОЭР, включая формулировку противоречия, на решение которого направлен проект.
Устойчивое развитие России как одного из ключевых субъектов многополярного мира в 21 веке невозможно без системных изменений в российском школьном образовании. Основные направления этих изменений определены логикой ПНПО «Образование» и раскрываются в тезисе: «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс». В целом, экономические, научные, социо-культурные ресурсы, предоставляемые системе общего образования со стороны государства, должны способствовать достижению поколением современных школьников более высоких образовательных результатов, среди которых важнейшее место занимает сформированность желания и умения учиться в течение всей жизни. Для достижения этого результата необходимо, чтобы в каждой школе ученики, кроме предметных знаний, получали личностно-значимый опыт продуктивного образовательного поведения. Качество этого опыта зависит от нескольких факторов психолого-педагогического характера, реализуемых в школьной среде:
- Заинтересованность и готовность учителей к созданию новых форматов организации образовательного процесса, развивающих мотивацию школьников к познавательной, проектной, исследовательской деятельности;
- Ориентация школьного сообщества на развитие доверия всех субъектов образовательного взаимодействия друг другу средствами полноценной обратной связи и соучаствующего проектирования;
- Использование цифровых технологий для расширения пространства социального диалога «школа-родители» и вовлечения школьников в практику осознанного образовательного выбора.
Глубина и интенсивность проявления этих факторов напрямую связаны с таким важнейшим условием, как школьное благополучие. Его наличие или отсутствие субъективно переживается каждым участником школьной жизни и объективно свидетельствует о степени выполнения школой своей сегодняшней миссии - накопление личностного потенциала выпускника для развития социального капитала поколения.
Таким образом основная идея проекта ОЭР может быть сформулирована так: в современной школьной практике существует запрос на такие форматы организации образовательного процесса, которые позволяют его участникам сотрудничать на уровне самоопределения, целеполагания и анализа получаемых результатов. В качестве одного из таких форматов имеет смысл рассматривать технологию развития образовательной мотивации школьников средствами открытой цифровой среды школы. В этой логике педагогами и учениками школы будут созданы, апробированы и внедрены в школьную практику цифровые информационные продукты, способствующие формированию продуктивного образовательного поведения, навыка принятия решений в области саморазвития и умения учиться.
Для реализации обозначенной идеи в процессе ОЭР необходимо будет решить проблемный вопрос исследовательского характера: «В каком именно школьном опыте, информации и впечатлениях нуждается ученик для того, чтобы осознанно и системно развивать у себя образовательную ответственность и способность к пониманию смысла образовательных практик?»
- Цели проекта ОЭР.
Цели проектируемой ОЭР ориентированы на реализацию изложенной выше идеи и системный поиск ответа на исследовательский вопрос.
Основная цель ОЭР: “Создание, апробация и внедрение в среду гимназии цифрового формата вовлечения обучающихся в решение личностно-значимых образовательных задач, связанных с проблемой мотивации и самоопределения”.
Смежная (конкретизирующая) цель: “Разработка образовательного медиа-ресурса, мотивирующего участников образовательных отношений к сотрудничеству, саморазвитию и личностному росту”.
- Задачи проекта ОЭР.
- Сделать психолого-педагогический и методический анализ существующих решений (продуктов, проектов, исследований) в области идеи и целей ОЭР
- Провести комплексную диагностику запросов, дефицитов, ресурсов участников образовательного взаимодействия по отношению к критериям качества и содержательному наполнению проектируемого формата
- Организовать работу проектных команд учителей по созданию цифровых медиа-продуктов
- Разработать технологию мониторинга эффективности процесса ОЭР, основанного на: а) рефлексии педагогов-авторов медиа-продуктов б) обратной связи со стороны обучающихся и родителей в) статистических данных, получаемых в процессе реализации проекта ОЭР
- Определить нормативные, организационный и технические ресурсы, необходимые для эффективной работы команд
- Создать пилотную версию медиа-продукта для оценки рисков и возможностей, которые могут проявиться в процессе проектирования итогового продукта
- Перенести достижения пилотной стадии проектирования в целостную технологию создания, апробации и внедрения “пакета” медиа-продуктов в среду гимназии
- Оформить полученные в процессе ОЭР технологические решения в виде конкретных, ориентированных на живую школьную практику методических рекомендаций: технологических карт, матриц информационного поиска, диагностических методик и т.п.
III. Значимость проекта ОЭР для развития системы образования Санкт-Петербурга, в т.ч. информация о корреляции проекта с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 и от 21.07.2020 № 474.
Тема, цель и предполагаемые результаты проекта ОЭР значимы для развития системы образования Санкт-Петербурга, поскольку они:
- ориентированы на достижение актуальной компетенции педагогов - создание личностно-ориентированного медиа-продукта в рамках своих предметных и педагогических знаний; таким образом в перспективе возможно достижение более высокого уровня социального капитала петербургской школы;
- связаны с решением системной городской задачи повышения уровня благополучия образовательных институтов как одного из главных факторов комфортной городской среды;
- опираются на традиционный для Санкт-Петербурга инновационный подход в области социального проектирования;
Замысел и содержание проекта ОЭР разработаны в логике ценностных ориентиров, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 и от 21.07.2020 № 474. Это проявляется в том, что:
- средствами ОЭР “обеспечивается ускоренное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу” (указ 204)
- решение задач ОЭР позволяет в т.ч. “обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования”, поскольку в процессе ОЭР предполагается создание технологичного образовательного формата, актуального для достижения национальных целей образования. (указ 204)
- развитие образовательной среды школы в логике реализации целей ОЭР ориентировано в т.ч. на создание “возможностей для самореализации и развития талантов” (указ 474), а также на “формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся” (там же)
IV. Обоснование инновационности проекта (включая аналоговый анализ),
отражающее новизну проектной идеи.
При проведении аналогового анализа проводился поиск по названию («цифровой формат мотивации в образовании»), целям (разработка образовательного медиа-ресурса), смыслу, содержанию, ключевым словам («мотивация продуктивного образовательного поведения», «открытая цифровая среда школы»).
По прямому запросу поисковых систем «Цифровой формат мотивации в образовании» получено более 5 млн. результатов, относительно близкими по указанным признакам можно считать менее 1 % результатов, большинство из которых относятся к мотивации студентов. По запросу «Разработка образовательного медиа-ресурса» получено более 2 млн. результатов, в значительной степени (более 95 %) это материалы отдельных образовательных организаций высшего профессионального образования и повышения квалификации и переподготовки работников образования. Результаты остальных поисковых запросов - это статьи на профессиональных педагогических порталах и сайтах, иных СМИ, раскрывающие понятие цифровой образовательной среды как открытой совокупности информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Полного и даже близкого соответствия предлагаемому проекту ОЭР не обнаружено. Наиболее схожими по указанным выше признакам представляются следующие ресурсы:
- «Школьное телевидение».
Задача развития школьного телевидения вошла в программу «Десятилетие детства», объявленную Президентом РФ в мае 2018 года.
Детская телевизионная студия «56 ТВ» - это сообщество творческих людей, увлеченных тележурналистикой. Она была создана в 2017 году на базе Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга. За 5 лет она неоднократно становилась победителем Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей детской тележурналистики и кинотворчества.
Сегодня в портфолио телестудии - документальные и научно-популярные фильмы, сюжеты, социальная реклама.
https://vk.com/56tvspb?ysclid=l1m6qwcxwn
- «Школа. Инструкция по применению».
«Школа. Инструкция по применению» - это девять серий, в которых показан учебный год одного класса. Сериал снят в 2021 в Кемеровской области при поддержке Института развития интернета. Проект году стал победителем федерального конкурса на грантовую поддержку и вошел в шестерку топ-проектов.
Каждая серия - конкретная ситуация, раскрывающая проблемы подростков, которая становится общей историей. Найти выход из ситуации ребятам и их родителям помогают классный руководитель, учитель русского языка и литературы Валерия Сергеевна, и ее подруга-психолог.
https://vk.com/video-186021823 456242910
- Короткометражные игровые фильмы для школы.
«Киноуроки в школах России» - это проект, нацеленный на создание системы воспитания детей и молодежи, в основу которой заложены профессиональные художественные фильмы воспитательного назначения для детей. Он был создан в 2015 году и реализуется Автономной некоммерческой организацией «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей «Интелрост». Материалы проекта рекомендованы Министерством просвещения РФ.
При разработке Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы.
https://kinouroki.org/films
- Видеоблог учителя.
«Учитель от БлОГА» - это инструмент саморазвития педагога, помогающий рефлексировать свой опыт.
Наиболее востребованные направления: сложные разделы учебного предмета, его отражение в современном мире, подготовка к экзаменам, методические находки.
https://www.youtube.com/channel/UCHIaO6LYuu XeJ Mlb56Ocw
- Видеоблог ученика.
Канал Barvina, который ведёт 16-летняя Маргарита (3,6 млн. подписчиков), - это интересные видео про отношения с подругами, родителями, учителями и мальчиками.
«Рум тур по моей школе» - это видеоэкскурсия по школе с множеством челленджей.
https://www.youtube.com/watch?v=lYFCce1J U
Выводы:
При проведении аналогового анализа были изучены материалы организаций общего образования Санкт-Петербурга и других регионов, статьи в СМИ, методические рекомендации по мотивации обучающихся и др. Все они в значительной степени отличаются от проекта ОЭР по ряду признаков: концептуальной основе, форме представления материала, способам деятельности, целям создания, содержанию, ресурсам, смыслу и т.д.
Главное отличие - в комплексном подходе к созданию образовательного медиа-ресурса, мотивирующего участников образовательных отношений к сотрудничеству, саморазвитию и личностному росту.
Аналогов подобного проекта ОЭР, сочетающего концептуальную основу развития мотивации продуктивного образовательного поведения школьников в условиях личностно-ориентированного образовательного процесса с расширением пространства социального диалога «школа-родители» и вовлечением школьников в практику осознанного образовательного выбора не найдено.
Создание образовательных активностей на видео-платформе - это совершенно новая форма организации жизни всех педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), в которой они смогут проявить свою социальную активность и интеллектуальный потенциал.
V. Программа реализации проекта ОЭР:
Этап работы
|
Задачи этапа
|
Основное содержание работы и методы деятельности
|
Необходимые условия организации работ
|
Прогнозируемый результат
|
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
|
Материалы, подтверждающие выполнение работ по этапу
|
Сроки выполнен ия
|
Аналитический и проективный
|
информационно-аналитическая работа с методическими объединениями ОУ
- создание структурной одели (определение основных компонентов) повышения
образовательной мотивации обучающихся, учитывающей построение эффективного
взаимодействия всех участников образовательных отношений
|
Выявление ОЭР-потенциала микрогрупп и Отдельных учителей
Отбор инструментария ОЭР (диагностического, системно-аналитического, презентационного). Развитие социальной активности и интеллектуального потенциала всех участников образовательных отношений. Апробация и внедрение образовательных активностей, в которых все участники образовательных отношений получают опыт сотрудничества на уровне самоопределения, целеполагания и анализа получаемых результатов. Внедрение различных форм получения обратной связи.
|
Создание в
образовательно м учреждении комфортной эмоциональнопривлекательной образовательно й среды для всех участников образовательных отношений.
Развитие IT-пространства гимназии с
целью расширения цифрового коммуникационного пространства
|
Пакет авторских информационных продуктов (“ВидеосМЫслотека”), адресованных всем участникам образовательных отношений и обеспечивающих их вовлечение в осознанное целеполагание, самоопределение и использование полноценной обратной связи в образовательном процессе.
|
Диагностические исследования потребностей и запросов всех участников
образовательных отношений.
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога на основе диагностических оценочных и экспертных карт. Самоанализ обучающимися собственной деятельности.
Анализ потенциалов развития в процессе производственных совещаний, административного контроля, встреч с родителями (законными представителями) обучающихся.
|
Методические материалы по организации образовательного процесса, развивающего мотивацию обучающихся к познавательной, проектной, исследовательской деятельности. Банк “образовательных активностей”
в цифровом коммуникативном пространстве школы. Интернет-ресурс сопровождения ИР “на Языке сМЫслов”. Модельные локальные акты. Аналитическая справка по итогам первого года ОЭР.
|
Январь 2023 г. - декабрь 2023 г.
|
Разработка и
апробация
элементов
модели повышения
образователь
ной мотивации
обучающихся
,
учитывающего
построение
эффективного
о взаимодействия всех участников образовательных отношений
|
- подготовка варианта развернутого описания модели
повышения образовательной мотивации обучающихся,
учитывающей построение эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений с учётом специфики и перспектив развития школы;
-создание «банка» методического инструментария реализации модели.
|
Систематизация школьного методического инструментария,
информационный поиск, апробация структуры модели в
рамках работы методических объединений, районных и
городских семинаров, круглых столов и т.п.
Организация информационного и методического сопровождения модели повышения
образовательной мотивации обучающихся.
Координация взаимодействия всех участников
образовательных отношений в цифровом коммуникативном
пространстве школы.
|
Выстраивание новых линий взаимодействия
в цифровом
коммуникативном пространстве школы.
Удовлетворенность участников
образовательных
отношений
|
Модель управления образовательным
процессом с использованием
цифровых технологий
для расширения пространства
социального диалога
«школа-родители» и
вовлечения школьников в
практику осознанного
образовательного выбора.
Создание прототипа
“Технологии развития
образовательной мотивации
школьников средствами
цифрового коммуникативного
пространства школы”’
|
Административный контроль. Анализ и самоанализ деятельности.
Анализ документов и продуктов деятельности.
Наблюдение. Опросы
участников
образовательных
отношений. Отзывы участников
образовательных
отношений.
|
Обновление интернет-ресурса
сопровождени ИР
“НаЯзыке сМЫслов”.
Пакет модельных
локальных актов.
Аналитическая
справка по итогам
второго года ОЭР.
|
Январь
2024 г. -
декабрь
2024 г.
|
|
|
Конструирование окончательных продуктов ОЭР, оформление результатов ОЭР в самостоятельные (отчуждаемые) продукты - разработки, презентации, тексты, проекты и программы внутришкольной жизни. Диагностика успешности ОЭР. Формирование продуктивного образовательного поведения всех участников образовательных отношений в открытой цифровой образовательной среде.
|
Наличие инструментов анализа и диагностики, системы проведения мониторинговых и аналитических процедур и обобщающих материалов. Активность всех участников образовательных отношений при обобщении и
представлении результатов ОЭР. Получение обратной связи от всех
заинтересованных сторон в открытой цифровой образовательной среде.
|
Технология развития образовательной мотивации школьников средствами цифрового коммуникативного пространства школ ы (Инновационный продукт “видеосМЫслотека. НАЧАЛО”)
Программа мониторинга эффективности организации образовательного процесса в открытой цифровой образовательной среде.
|
Административный
контроль Самоконтроль Самооценка Экспертная оценка (профессиональная и общественно профессиональная экспертиза)
Критериальный анализ результатов ОЭР по следующим критериям:
1. Полнота реализации замысла ОЭР 2. Ресурсная обеспеченность процесса организации ОЭР
3.Результативность
Управленческих и организационно-педагогических действий по
реализации проекта ОЭР
4.Результативность
инновационной деятельности
|
|
Внедрение и презентация результатов
ОЭР.
|
-окончательное оформление модели повышения образовательно й мотивации обучающихся, учитывающей построение эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений и пакета модельных локальных актов реализации модели.
- комплексная диагностика успешности ОЭР (уровень удовлетворённости участников образовательного процесса, оценка динамики результатов).
|
Результаты диагностики; методические публикации; материалы конференций, на
которых представлялись результаты ОЭР. Аналитическая справка по итогам третьего года ОЭР.
|
Январь 2025 г. - декабрь 2025 г.
|
VI. Конечные продукты ОЭР.
- Технология развития образовательной мотивации школьников средствами открытой цифровой среды школы
Комментарий:
Результаты предварительной диагностики, а также данные, полученные в прежних инновационных проектах и ОЭР-практиках, позволяют зафиксировать следующие ключевые запросы к развитию образовательной мотивации школьников при организации образовательного процесса, вызывающего у школьников эмоциональный отклик, активизирующий познавательные психические процессы:
- создание методической базы для разработки учителями заданий творческого, исследовательского и проектного характера;
- развитие грамотности в области обратной связи (feedback literacy) у всех участников образовательного процесса;
- расширение “поля достижений” учеников гимназии
- использование в образовательной среде гимназии внешних цифровых медиа-продуктов, поддерживающих ценности продуктивного образовательного поведения, развивающих навыки самоорганизации и сотрудничества в учебной деятельности
0. Пакет авторских информационных продуктов (“ВидеосМЫслотека”), адресованных всем участникам образовательных отношений и обеспечивающих их вовлечение в осознанное целеполагание, самоопределение и использование полноценной обратной связи в образовательном процессе.
Комментарий:
Основными критериями качества разработанных цифровых информационных продуктов являются:
- институализация новых форматов организации образовательного процесса, способствующих формированию продуктивного образовательного поведения;
- осознание педагогами инновационных вызовов со стороны системы образования и школьной практики по отношению к себе лично;
- получение всеми участниками образовательных отношений позитивного опыта решения образовательных задач в живом и цифровом коммуникативном пространствах школы;
- развитие системы образовательных отношений между учителями, учениками и их родителями (законными представителями) на основе практик осознанного запроса к образованию через различные формы получения обратной связи.
0. Модель управления образовательным процессом с использованием цифровых технологий для расширения пространства социального диалога «школа-родители» и вовлечения школьников в практику осознанного образовательного выбора.
Комментарий:
Цифровая трансформация образования — это не создание компьютерных классов и подключение к Интернету, а формирование и распространение новых моделей работы образовательных учреждений, в основе которых лежит управляемый синтез:
- новых высоких результатов педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде;
- непрерывного профессионального развития педагогов;
- новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов;
- организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых изменений (включая поддержку образовательного учреждения со стороны родителей, формирование соответствующего настроя в коллективе, поддержку педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы).
0. Программа мониторинга эффективности организации образовательного процесса в открытой цифровой образовательной среде.
Комментарий по совокупности критериев мониторинга:
- развитие образовательной мотивации школьников средствами открытой цифровой среды школы;
- осознание всеми участниками образовательных отношений внутренних
противоречий и дефицитов смысла в сотрудничестве на уровне самоопределения, целеполагания и анализа получаемых результатов;
- готовность учителя к отказу от педагогических клише и стереотипов восприятия родителей и учащихся с учетом новых социальных реалий российского общества и изменения целей общего образования;
- развитие социальной активности и интеллектуального потенциала всех участников образовательных отношений в условиях комфортной эмоционально-привлекательной образовательной среды;
- ориентация школьного сообщества на развитие доверия всех субъектов
образовательного взаимодействия друг другу средствами полноценной обратной связи и соучаствующего проектирования;
- использование цифровых технологий для расширения пространства социального диалога «школа-родители» и вовлечения школьников в практику осознанного выбора.
VII. Дорожная карта создания конечных продуктов ОЭР:
№ п/
п
|
Перечень основных мероприятий по созданию конечных продуктов ОЭР
|
Дата начала (месяц, год)
|
Дата окончания (месяц, год)
|
Результат
|
Пакет авторских информационных продуктов (“ВидеосМЫслотека”), адресованных всем участникам образовательных отношений и обеспечивающих их вовлечение в осознанное целеполагание, самоопределение и использование полноценной обратной связи в образовательном процессе.
|
1
|
Разработка педагогического дизайна основного продукта ОЭР.
|
январь 2023
|
март 2023
|
Определены необходимые
организационно-нормативные условия;
исследованы потребности основных целевых групп потребителей продукта; создана структурная модель продукта
|
2
|
Проведение трёх хакатонов “ВидеосМЫслотека” среди учителей, учащихся 9-11 классов Гимназии и группы заинтересованных родителей в рамках созданной структурной модели.
|
апрель 2023
|
май 2023
|
Разработана (на основе структурной модели) технологическая модель продукта,
позволяющая начать системное производство медиа-контента, включая инструменты обратной связи.
|
3
|
Организация и методическое сопровождение процесса производства медиа-контента в рамках содержательного наполнения “ВидеосМыслотеки”.
|
май
2023
|
декабрь 2025
(с перспективой
продолжения процесса по мере возникновения актуальных вызовов со стороны целевых групп)
|
Создан пакет авторских цифровых медиапродуктов “ВидеосМЫслотека”, мотивирующих участников образовательного процесса к проявлению продуктивного образовательного поведения и использование полноценной обратной связи.
|
4
|
Апробация созданного продукта в образовательной среде гимназии и на педагогических мероприятиях различного уровня. Анализ и рефлексия полученных результатов.
|
сентябрь 2023
|
декабрь 2023
|
Продукт готов к представлению для проведения экспертизы
|
Модель управления образовательным процессом с использованием цифровых технологий для расширения пространства социального диалога «школа-родители» и вовлечения школьников в практику осознанного образовательного выбора.
|
1
|
Определение структуры и требований к компонентам модели управления образовательным процессом с использованием цифровых технологий для расширения пространства социального диалога «школа-родители» и вовлечения школьников в практику осознанного образовательного выбора.
|
январь 2024
|
март 2024
|
Создана структурная модель продукта
|
2
|
Создание алгоритма взаимодействия с родителями «От диалога к партнерству»
|
апрель 2024
|
май 2024
|
Создана модель “виртуальной гостиной для родителей”’
|
3
|
Создание организационно-педагогических условий для вовлечения школьников в вариативные образовательные активности
|
май 2024
|
сентябрь 2024
|
Модернизировано образовательное “поле достижений” обучающихся
|
4
|
Формирование банка инструментов и механизмов управления образовательным процессом с
использованием цифровых технологий.
|
апрель 2024
|
сентябрь 2024
|
Методические рекомендации по внедрению модели управления образовательным процессом с использованием цифровых технологий в контексте данного продукта.
|
5
|
Апробация продукта и представление на мероприятиях различного уровня. Анализ и рефлексия полученных результатов.
|
сентябрь 2024
|
декабрь 2024
|
Продукт готов к представлению для проведения экспертизы
|
Технология развития образовательной мотивации школьников средствами цифрового коммуникативного пространства школы
|
1.
|
Психологическое просвещение педагогов по теме «Особенности и средства формирования мотивации учения у обучающихся с использованием цифрового коммуникативного пространства школы»
|
январь 2023
|
декабрь 2025
|
В практику работы учителей внедрены новые форматы организации образовательного
процесса, направленные на формирование положительной учебной мотивации
обучающихся
|
2.
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей «Особенности учебной мотивации у детей разного школьного возраста и роль семьи в формировании учебной мотивации школьника»
|
январь 2023
|
декабрь 2025
|
Обеспечена интеграция усилий родителей и педагогов по созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся
|
3.
|
Создание методических рекомендаций, ориентированных на диссеминацию результатов ОЭР
|
январь 2025
|
декабрь 2025
|
Разработаны подробные методические
рекомендации по созданию пакета авторских цифровых медиа-продуктов для
образовательных организаций,
заинтересованных в развитии продуктивного образовательного поведения обучающихся..
|
4.
|
Апробация продукта (п.3) в образовательном процессе гимназии и на внешних мероприятиях различного уровня. Анализ и рефлексия полученных результатов.
|
январь 2025
|
декабрь 2025
|
Продукт готов к представлению для проведения экспертизы
|
Программа мониторинга эффективности организации образовательного процесса с использованием цифровых медиа-ресурсов, ориентированных на развитие продуктивного образовательного поведения
|
1.
|
Определение критериев и показателей эффективности организации образовательного процесса в открытой цифровой образовательной среде (проведение структурного и сравнительного анализа ЦОС и качества образовательных достижений Гимназии и других ОУ на основании открытых материалов и в рамках сотрудничества по вопросам ОЭР)
|
март 2024
|
июнь 2024
|
Раскрыты и обоснованы критерии и показатели для мониторинга эффективности организации образовательного процесса, осуществляемого с использованием результатов ОЭР
|
2.
|
Создание инструментария мониторинга (методик диагностики, анкет и т.д.).
|
сентябрь 2024
|
январь 2025
|
Создан банк диагностических методик количественного и качественного характера
|
3.
|
Определение требований к различным аспектам мониторинга:
- к источникам данных мониторинга;
- к сбору данных мониторинга;
3)к хранению, агрегации и обработке данных мониторинга;
4) к представлению данных о результатах мониторинга
|
сентябрь 2024
|
январь 2025
|
Представлен развернутый список требований к различным аспектам мониторинга
|
4.
|
Разработка модели мониторинга эффективности образовательного процесса в открытой цифровой образовательной среде.
|
январь 2025
|
март 2025
|
Создана технологическая модель мониторинга, включающая проекты нормативных
документов(регламенты, порядки),
рекомендуемые календарные графики, примеры аналитических таблиц.
|
5.
|
Апробация процедур мониторинга в образовательном процесс гимназии и представление их на внешних
|
март 2025
|
декабрь 2025
|
Продукт готов к представлению для проведения экспертизы
|
|
мероприятиях различного уровня. Анализ и рефлексия полученных результатов.
|
|
|
|
- Предложения по распространению и внедрению результатов проекта ОЭР в образовательную практику.
Способами распространения результатов могут быть:
- Систематическое участие разработчиков Проекта в практике повышения квалификации учителей на городском уровне в качестве экспертов и преподавателей;
- Использование потенциала ОУ для организации стажировок педагогов, администраторов, представителей органов самоуправления школ по проблематике Проекта;
- Распространение создаваемого в ОУ контента (видео-материалы, инфографика и др.) через городские методические порталы и иные информационные ресурсы, доступные широкому кругу пользователей;
- Публикация диагностических материалов, созданных и апробированных в ходе Проекта в форме комплексной технологии «обратной связи», предназначенной для заинтересованных школ города;
- Включение различных элементов школьной практики (профессиональных кейсов, внутренних проектов и пр.) в программы городского уровня по развитию PR Петербургского образования, имиджа региональной школы.
- Применение найденных в рамках реализации Проекта решений в качестве учебных кейсов при подготовке будущих учителей и педагогических специалистов школ;
- Апробация решений в области цифрового формата мотивации продуктивного образовательного поведения на исследовательских конференциях и проектных сессиях школьников.
- Ресурсное обеспечение:
кадровое обеспечение реализации проекта ОЭР:
№ п/п
|
ФИО
|
Место работы, должность, ученая степень, ученое звание
(при наличии)
|
Функции специалиста в рамках реализации проекта ОЭР
|
Информация об опыте работы и повышении квалификации, соответствующих планируемой функции специалиста в рамках реализации проекта ОЭР
|
1.
|
Илюшин Л.С.
|
доктор педагогически х наук, профессор кафедры педагогики Института педагогики СПбГУ.
|
научный руководитель
|
Л.С. Илюшин сотрудничает с Гимназией 63 более 20 лет, под его научным руководством разрабатывались и были реализованы несколько программ ОЭР и Концепция развития Гимназии.
Участвуя в реализации проектов:
Разработка и создание открытого MOOC «Современная педагогика. Как это работает.» в соавт. Казакова, Е. И., Азбель, А. А., Галактионова, Т. Г, Данилова, Г. В. & Гринева, М. И., Издательство СПбГУ,
2019. https://openedu. ru/course/spbu/PEDA GOG/ Разработка и создание открытого MOOC «Эффективные образовательные технологии для старшеклассников», в
|
|
|
|
|
соавт. Казакова, Е. И. Азбель, А. А., Галактионова, Т. Г., Данилова, Г. В., Пугач В.Е., Издательство СПбГУ, 2021. https://openedu. ru/course/spbu/EFFSCHTECH/ Разработка и создание открытого MOOC Современные проблемы непрерывного
образования https://openedu.ru/course/spbu/EDU_PROBLMS/в соавт. Азбель, А. А., Пугач В.Е., Копыловская М.Ю.
Издательство СПбГУ, 2020
и осуществляя деятельность в качестве:
Члена Координационного совета по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Экспертиза программ региональных ресурсных центров на базе инновационных школ Санкт-Петербурга.
Участие в качестве эксперта в программе переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи «Большие вызовы», с 2018, ОЦ «Сириус», Фонд «Талант и успех».
Организационно-методическая и преподавательская работа в ГБО ДО «Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект», с 2018 года по настоящее время
Организация и участие в программе «Литературное творчество», 2016- 2019 год, в ОЦ «Сириус», Фонд «Талант и успех», с 2016 года по настоящее время
Л.С. Илюшин обеспечивает информационное сопровождение коллектива Гимназии, непосредственно участвует в процессе реализации управленческих и педагогических инициатив Гимназии, знаком с педагогическим коллективом.
Перечень публикаций прилагается ниже.
|
2.
|
Гулевич И.А.
|
ГБОУ Гимназия№63 Калининского района С-Пб, заместитель директора по ВР
|
заместитель директора по ИР
|
Руководство работой Гимназии в статусе городской площадки в 2018-2020 г.г. по теме “ «Проектирование организационно-педагогических условий формирования инновационного образовательного поведения участников образовательных отношений», руководство работой Гимназии в статусе районной опорной площадки в системе образования Калининского района с 2020 г. по данное время.
Обучение в данный момент в АНО ДПО “ИНТиУ” с присвоением квалификации “руководитель образовательной организации”
|
3.
|
Быков С.С.
|
ГБОУ Гимназия№63 Калининского района С-Пб, учитель технологии
|
методист- аналитик
|
Работа в СПб АППО с 2005 года в должности методиста центра технологии и профориентационной работы, с 2009 года в должности старшего преподавателя кафедры педагогики профессионального образования, с 2011 года по 2016 год в должности старшего преподавателя кафедры профессионального образования.
Аналитическая работа в Гимназии (2018-2020 г.г.) по теме «Проектирование организационно-педагогических условий формирования инновационного образовательного поведения участников образовательных отношений»
|
|
|
|
|
Повышение квалификации в СПб АППО по программе “Формирование и оценка функциональной грамотности” (108 часов) в 2021 году
|
4.
|
Блохина И.В.
|
ГБОУ
Гимназия№63 Калининского района С-Пб, учитель истории
|
методист- аналитик
|
Работа в статусе методиста Гимназии (2018-2020 г.г.) при реализации ОЭР по теме «Проектирование организационно-педагогических условий формирования инновационного образовательного поведения участников образовательных отношений»
|
№ п/п
|
Наименование работы, её вид
|
Форма работы
|
Выходные данные
|
Объём в п. л.
|
Соавторы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
I Научные труды
|
1
|
Обратная связь в обучении глазами российских подростков
|
статья
|
Вопросы образования / Educational Studies Moscow.
№ 1. С. 195-212.
https://doi.org/10.17323/1814-9
545-2021-1-195-212
|
1п.л.
|
Азбель А.А., Морозова П.А.
|
2
|
Актуальные ресурсы развития
образовательной мотивации школьника в условиях дистанционного обучения
|
материал ы конфере нции
|
Международная конференция по естественным и гуманитарным наукам «Science SPbU - 2020», Санкт-Петербург, Российская Федерация, 2021, стр. 1401-1402.
|
0,25 п.л.
|
Азбель А.А.
|
3
|
Ценностные тексты в пространстве современной китайской и российской школы
|
статья
|
Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2021. № 8. С. 52-55.
|
0,5 п.л.
|
Фань Чу-Шу
|
4
|
Выявление дефицитов позитивного образовательного опыта и пути развития позитивной педагогики
|
материал ы конфере нции
|
Национальная (Всероссийская) конференция по естественным и гуманитарным наукам «Наука СПбГУ - 2020», Санкт-Петербург, Российская Федерация, 2020, стр.
746-747
|
0,25 п.л.
|
Азбель А.А.
|
5
|
Результаты качественного исследования методов мотивации российских подростков к общению на иностранном языке
|
статья
|
Научное мнение. 2019. № 4.
С. 102-106.
|
0,5 п.л.
|
Трегуб ТВ.
|
6
|
Факторы, влияющие на мотивацию тайских студентов к изучению русского языка и культуры в вузах россии и таиланда
|
статья
|
Глобальный научный
потенциал. 2019. № 2 (95). С. 11-13.
|
0,5 п.л.
|
Чалоейсук Д.,
|
7
|
Формирование концепта мотивации к
|
статья
|
Человек и образование.
2019. № 1 (58). С. 35-41.
|
1 п.л.
|
Трегуб ТВ.,
|
|
общению на иностранном языке
|
|
|
|
|
8
|
Подготовка российских школьников к модели образования Artes Liberates
|
статья
|
Казанский педагогический журнал, №1 2019 стр. 129-136
|
1п.л.
|
Азбель А.А, Фрис, М. Д.
|
9
|
Исследование подростковых
видеоблогов: функционально-коммуникативный анализ содержания и речевой культуры
|
статья
|
Научно -педагогиче ское обозрение. №2, 2018, 113-124
|
1 п.л.
|
Азбель А.А., Манухина, С.В.
|
10
|
Лояльность школе в условиях образовательного выбора
|
статья
|
Человек и образование., №1, 2018, стр. 114-120
|
1 п.л.
|
Азбель А.А.,Гладибо рода, И. В.
|
II. Учебно-методические работы
|
11
|
Модель "траектория ответственного поиска" (внеурочная деятельность как ресурс профессиональной ориентации учащихся основной школы)
|
статья
|
Управление качеством
образования: теория и
практика эффективного
администрирования. 2020. № 1. С. 38-63.
|
2 п.л.
|
Прокофьева ТМ., Мочкина А.И., Фурсова Н.А.
|
12
|
Child-centered school markers and resources for the positive environment
|
Методи ческая статья
|
Global Perspectives in Positive Education. Stokoe, R. (ред.). Woodbridge: John Catt Educational Ltd ,2018
|
1 п.л.
|
Азбель А.А,
|
-педагогический состав Гимназии- 64 человека (включая административную команду - 10 человек);
Сегодня можно говорить о наличии трех устойчивых групп, традиционно работающих в рамках ИР:
- группа разработки стратегических решений - 10 человек (представители администрации и Методического Совета Гимназии) - 15.6% педагогического коллектива.
- группа конкретизации задач и направлений деятельности в рамках работы методического объединения и/или проектной группы - 20 человек (члены Методического Совета) - 31% педагогического коллектив; создание команды-тьюторов по обучению IT - технологиям - 9 человек (14 % педагогического коллектива)
- группа конструирования, апробации и внедрения инноваций в рамках урочной и внеурочной деятельности - 64 человека (учителя-предметники и педагоги отделения дополнительного образования детей) -100% педагогического коллектива.
Структура методической службы гимназии соответствует потребностям педагогов в совершенствовании профессионального мастерства. Работа методического объединения рассматривается как показатель состояния горизонтальной системы повышения квалификации педагогов. Сегодня две трети учителей активно внедряют в учебный
процесс информационно-коммуникационные и современные личностно - ориентированные образовательные технологии. Одной из отличительных характеристик педагогов гимназии является использование на всех ступенях обучения учебно- исследовательской деятельности как технологии развивающего обучения.
Педагогический коллектив добивается стабильных положительных результатов в профильном образовании, стремится к обеспечению личностного роста учащегося и его подготовку к полноценному эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. На базе гимназии регулярно проводятся семинары, консультации, деловые игры для педагогических и руководящих работников образования района, города. Каждый год педагоги гимназии участвуют в конкурсах педагогических достижений и инновационных продуктов.
имеющаяся в организации материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой ОЭР;
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука);
- получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке);
- проведения экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
- размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
Информационно-образовательная среда гимназии включает в себя совокупность технологических средств и программного обеспечения.
Финансовое обеспечение реализации проекта ОЭР
В рамках текущего бюджетного финансирования деятельности ОУ, с привлечением внебюджетных средств, предусмотренных нормативно-правовыми рамками Устава и Лицензии ОУ, а также документами Комитета по образованию, регламентирующими привлечение и использование внебюджетных средств.
Х. Критерии и показатели эффективности ОЭР, описание мониторинга реализации проекта ОЭР, а также управления ходом ОЭР
на основании результатов мониторинга.
Критерии эффективности см. в «комментариях» кп. VI - “Конечные продукты ОЭР
Система мониторинговых исследований включает:
- анкетирование педагогов, обучающихся, родителей с целью определения удовлетворенности участников образовательного процесса (ежегодно);
- анкетирование педагогов с целью определения уровня обученности в области применения средств открытой цифровой среды школы на начало ОЭР;
- мониторинг удовлетворенности педагогов, включающий оценку результативности и затруднений применения новых форматов организации образовательного процесса (второй год проведения проекта);
- диагностика результатов обучения (второй и третий год проведения проекта);
- анкетирование педагогов с целью определения уровня обученности в области применения средств открытой цифровой среды школы на конец проведения ОЭР.
Проект предполагает использование системы количественных и качественных критериев, характеризующих текущие состояние ОУ и конечные результаты его реализации.
Количественные показатели:
- количество педагогических работников, использующих в своей профессиональной деятельности возможности открытой цифровой среды школы;
- количество педагогов, имеющие собственные методические разработки с использованием средств открытой цифровой среды школы;
- доля учебных мероприятий, проводимых с использованием средств открытой цифровой среды школы в общем количестве учебных мероприятий;
- количество обучающихся принявших участие в создании авторских информационных продуктов;
- количество обучающихся и родителей, участвовавших в процедурах мониторингов;
- количество семинаров и других мероприятий, проведенных в рамках диссеминации опыта работы ОУ;
- количество публикаций по теме проекта.
Качественные показатели:
- результативность образовательного процесса, организованного с применением новых форматов организации образовательного процесса;
- сформированность нормативно-правовой базы для организации процесса обучения с с использованием средств открытой цифровой среды школы (перечень локальных актов);
- качество электронных образовательных ресурсов (ЭОР), разработанных педагогами ОУ
Логика мониторинга качества реализации Проекта:
- определить критерии, показатели и индикаторы внутришкольного мониторинга успешности реализации Проекта по его направлениям и в соответствие с принципами и ценностями создаваемой в школе инновационной образовательной среды;
- провести анализ запросов родителей, учащихся и педагогов к новому качеству школьной среды и результатам реализации Проекта;
- апробировать способы диагностики количественных и качественных показателей успешности реализации Проекта;
- организовать деятельность по системному использованию диагностических методик, направленных на выявление линий развития и точек затруднений в процессе реализации Проекта;
- организовать практику постоянной публикации результатов реализации Проекта через имеющиеся информационные ресурсы школы.
XI. SWOT-анализ возможностей проведения ОЭР.
|
|
Сильная сторона фактора
|
Слабая сторона фактора
|
I. Образовательные программы, реализуемые в
учреждении
|
Создание образовательных программ начального общего и основного общего
образования в соответствии с ФГОС в ходе работы по данной теме, в статусе городской экспериментальной площадки. Реализация
программ в режиме площадок по опережающему внедрению ФГОС.
Наличие модели внеурочной деятельности и банка
программ для ее
осуществления. Успешное
внедрение курсов внеурочной деятельности, высокая
мотивация учителей основной школы к осуществлению деятельности.
Созданная система массового вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Сложившаяся система
дополнительного образования детей.
|
Ежегодные изменения
образовательной программы
средней (полной) школы в направлении профилизации при учете результатов мониторинга потребности в данном профиле. Настороженное отношение
родителей к внеурочной
деятельности, желание части родителей уменьшить
дополнительную нагрузку ребенка. Слабое развитие в ОДОД научно-технического направления.
|
II. Результативность работы образовательного учреждения
|
Высокая результативность
сдачи ОГЭ учащимися.
Стабильные результаты ЕГЭ выше средних по городу и в большинстве предметов по Калининскому району.
Отсутствие учащихся, не сдавших экзамены ОГЭ и ЕГЭ.
Наличие группы учащихся с высоким уровнем мотивации к участию в олимпиадном, конкурсном движении
различных уровней.
Наличие группы учащихся с высоким уровнем мотивации к
|
Отсутствие системы
дополнительной подготовки
учащихся к предметным
олимпиадам различного уровня. Небольшая часть от общего
количества учащихся имеет
высокую степень мотивации к участию в олимпиадном и конкурсном движении.
|
|
участию в
проектно-исследовательской работе и публичному
представлению итогов этой работы.
|
|
III. Инновационный потенциал
|
Позитивный опыт работы школы в статусе городской экспериментальной площадки по теме: «Проектирование организационно-педагогическ их условий формирования инновационного образовательного поведения участников образовательных отношений» и внедрение
полученных в результате
работы продуктов в практику образовательного процесса. Работа в статусе районной опорной площадки и
консультационного центра по внедрению ФГОС, в том числе опережающему внедрению ФГОС 2022. Проведение открытых мероприятий для района, города и региона. Активное участие учителей в инновационное работе,
сформированное учительское сознание необходимость
данной работы.
Ориентированность инновационной деятельности на получение инновационного продукта, необходимого для дальнейшего развития школы.
|
Дополнительная нагрузка на администрацию и педагогический коллектив.
|
IV. Кадровое
обеспечение и
активность участия педагогов в
трансляции собственного
педагогического
опыта
|
Стабильный профессиональный коллектив. Высокая доля учителей высшей и первой категории. Учителя активно участвуют в трансляции собственного
педагогического опыта.
|
Необходимость в плавном
омоложении педагогического
коллектива. Отсутствие на рынке труда квалифицированных
специалистов 35-45 лет.
Отсутствие у молодых
специалистов должной
|
|
|
методической компетентности
преподавания предмета.
|
V.
Финансово-хозяйст венная самостоятельность. Внебюджетная деятельность.
|
С 2005 года школа работает в рамках финансовой
самостоятельности.
Отработан блок платных услуг. Образовательное
учреждение получает
дополнительный доход,
направленный на развитие материальной технической базы и увеличение средней заработной платы учителей.
|
Отсутствие роста объема
внебюджетной деятельности, в связи с сложившейся
экономической ситуацией и жесткой регламентацией.
|
VI. Материально-техни ческая база
учреждения и
условия образовательного процесса.
|
Непрерывное совершенствование материально-технической баз: оснащение всех кабинетов мультимедийными комплексами, приобретение комплектов робототехники, развитие медиатеки,
лабораторно-методическое комплектование кабинетов
физики и химии. Полное компьютерное оснащение и локальная компьютерная сеть. Развитие инфраструктуры для занятий физкультурой и
спортом. Достаточность и эстетика материально-технической базы оценивается
удовлетворительно родителями и учащимися.
|
Большой контингент учащихся для данного здания. Недостаток кабинетов, лаборантских, один спортивный зал. Отсутствие возможности развития
инфраструктуры вширь,
экспериментальной и спортивной базы. Отсутствие у школы грантов и специальных государственных программ, финансовые средства которых позволили бы коренным образом изменить уровень it пространства в ОУ
|
VII.Сетевое взаимодействие с учреждениями системы образования, службами района и социальными партнерами.
|
Положительный опыт
взаимодействия с
социальными партнерами,
активное использование из сфер культуры, науки - высших учебных заведений.
|
Отсутствие социальных
партнерств из сфер бизнеса.
|
Анализ внешних факторов :
|
|
Сильная сторона фактора
|
Слабая сторона фактора
|
Нормативно-правовая база. Внедрение
новых образовательных стратегий
|
Развитие нормативно-правовой базы.
Появление стандартов нового поколения,
дающих возможности
самореализации для
учителей и учащихся.
Внедрение единого
регионального рейтинга ОУ Независимая система
оценки качества
образования. Стабильность целевых ориентиров в рамках приоритетного национального проекта.
|
Отсутствие в настоящее время спланированной программы
перехода к профессиональному стандарту.
Критерии единого регионального рейтинга, их валидность.
Критериальная база оценки.
Финансирование образования в сложившейся экономической
ситуации.
|
Имидж ОУ
Демографическая ситуация микрорайона.
|
Высокий рейтинг ОУ на рынке образования услуг района. Большое
количество родителей из других районов
желающих обучать своих детей в гимназии.
|
Образовательное учреждение
находится внутри застывшего микрорайона (отсутствие пятен застройки), где расположено три образовательных учреждения. При отсутствии притока из других районов учреждение не будет укомплектовано.
|
Руководитель организации
Туманова О.Г.
|