Новости
03.02.2025
Праздник танца для 2-4 классов
01.02.2025
I Открытая районная инженерная олимпиада на английском языке для учащихся общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга
31.01.2025
Мероприятие по математике
30.01.2025
Музыкальная гостиная в рамках творческого проекта
28.01.2025
Мастер-класс в рамках проекта
|
Программа воспитания
« Утверждено» Директор ГБОУ Гимназии № 63 ________ / Туманова О.Г. / Приказ № от " " _________ 2012 г.
ПРОГРАММА по созданию условий для воспитания школьников ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург 2012
1. Введение Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в Гимназии обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. На федеральном уровне определены стратегические задачи развития образовательной системы; решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности. В проекте стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 годы "Петербургская школа - 2020" определена миссия петербургской школы: равенство в доступности качественного образования для разных и равных детей. При построении воспитательной системы Гимназии №63 мы исходим из того, что естественной потребностью ребенка является потребность в успехе, под которым мы понимаем осознаваемое этим ребенком общественное признание собственных достижений. Иными словами, мы считаем, что написанные стихи имеют смысл тогда, когда их печатают в школьной газете или альманахе, спектакли – когда на них есть зрители, а конкурсы и состязания – если за победу в них награждают, за участие благодарят, а за поражение… дают возможность победить в другом соревновании. Таким образом Воспитательная система должна способствовать созданию комфортной образовательной среды, в которой ребенок будет ощущать себя активным участником и творцом школьной действительности, личностью, способной реализовать свой потенциал и добиться успеха в рамках образовательной системы. Естественно, что субъектом обучения и воспитания является один и тот же школьник, поэтому разграничивать эти два вида деятельности в структуре школьного образования невозможно. Мы стремимся к интеграции учебной и вне учебной деятельности, их взаимопрониекновению, т. е. создать условия, в которых само освоение учебной программы позволит ученику удовлетворить свои потребности в самореализации. В этом случае учиться хорошо станет престижно, а рост личностных достижений конкретного ученика возможно станет не только фактом его биографии (что само по себе достаточно значимо), но и достоянием школы, объектом сопереживания и основой мотивации остальных школьников. Школьный коллектив включает в себя разнонаправленных личностей, одни прекрасно учатся, у других это не получается, но они замечательно рисуют, активно занимаются спортом или делают что – то еще, не вписывающееся в рамки предметной или учебной деятельности. Речь, разумеется, не идет об упрощенном принципе компенсаторности, когда посредственные результаты в учебе талантливого спортсмена или полная неспособность к лицедейству отличника воспринимается как естественное положение вещей. Опыт нашей работы показывает, что отмеченные достижения в одной области способствуют комфортному существованию этого ученика в школьной среде, побуждают его к развитию в остальных направлениях образовательного процесса. Именно поэтому , мы постоянно разрабатываем такие формы деятельности, где любой ученик школы мог проявить себя с лучшей стороны. Эта сторона нашей работы включает в себя проектирование новых ситуаций достижения, и разработку возможных сфер проявления личности школьника в образовательной среде школы. В 2010-2011 году в гимназии открыто отделение дополнительного образования детей. Основными направлениями работы педагогов дополнительного образования являлись развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству; интеллектуальное духовное развитие личности ребенка; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения. формирование и закрепление традиций школы. В отделении дополнительного образования детей реализуются программы пяти направленностей: художественно-эстетической, культурологической, физкультурно-спортивной, научно- технической, социально-педагогической. С 1-го января 2011 г. физкультурно-спортивную направленность ОДОД осуществляет ШСК «Старт». В этом году в отделении дополнительного образования реализовано 25 программ:
2. Цель и задачи Программы
Воспитание выступает одним из важнейших элементов и инструментов прогрессивного развития общества как непрерывного процесса смены поколений. Воспитание - это социально-педагогический процесс, поддерживающий развитие человека, общества и государства. Любое общество, выстраивая воспитательную систему, стремится построить процесс с ориентацией на достижение определенного идеала; то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях; этот нравственный идеал представляет особой высшую цель воспитания, именно он выполняет интегрирующую функцию по отношению к самым разным составляющим воспитательного процесса. Воспитательный процесс реализуется тремя главными социальными институтами: семьей, школой и обществом (в целом); но ведущая роль остается за самим ребенком, то есть воспитание становится успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания. Воспитание направлено на создание условий для освоения личностью культуры человечества и формирование личностной готовности к сохранению и развитию культуры (своей, семейной и общественной). Воспитание создает условия для присвоения личностью ценностей и формирования способности эффективно и ответственно действовать на основании этих ценностей для достижения личного и общественного благополучия. Речь идет о ценностях семьи, Санкт-Петербурга, России, общенациональных ценностях. Сложность воспитательного процесса обусловлена противоречивым характером формирования нравственного российского идеала, поэтому в качестве основания в Программе приняты следующие традиционные источники нравственности: патриотизм (любовь к России, к своему народу, своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Цель Программы: создание условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития школьников как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.
Задачи Программы: - совершенствование системы воспитания для обеспечения эффективности образовательной деятельности в соответствии со стратегией развития российского образования; - создание условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников Гимназии, их готовности к жизненному самоопределению; - создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника на основе традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа; - развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни; - снижение уровня асоциальных проявлений среди школьников; -поддержка инновационной деятельности педагогов по воспитанию подрастающего поколения; -повысить эффективность взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях динамично развивающейся образовательной среды в Гимназии и Санкт-Петербурге в целом.
3. Основные принципы организации воспитания и социализации школьников Воспитательный процесс должен основываться на следующих основных принципах: демократизм, суть которого в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса; гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания; духовность, проявляющаяся в формировании у школьников смысложизненных духовных ориентаций, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина; толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни; вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности; воспитывающее обучение - как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность; системность - как установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий; социальность - как ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе; социальное закаливание - как включение школьников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности, оказание помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. Направления работы по Программе сформулированы исходя из идей личностно-ориентированного подхода, с определением субъектов образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как самостоятельной ценности.
4. Основные направления реализации мероприятий Программы К основным направлениям реализации мероприятий Программы относятся:
4.1. "Познаю мир". Формирование ценности образования Основным воспитательным ресурсом Гимназии является образовательный процесс. Одним из главных субъектов воспитательного процесса выступает учитель, который в большей степени чем другие может оказывать влияние на ценностное становление личности. В образовательном процессе происходит не только формирование знаний о мире, человеке и процессе познания, но и происходит становление культуры действия в соответствии с усвоенными знаниями и ценностями. Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать государственную, общественную, личностную составляющие. Особую роль в повышении образовательной мотивации учащихся и ориентации образовательного процесса на личностные достижения учащихся играет последовательность : результат-достижение-успех. Для эффективного осуществления этой последовательности на практике необходимы два условия : непрерывное расширение «поля достижений и возможностей» и активное применение инновационных технологий . одним из главных компонентов воспитательного процесса является система предметных конкурсов и игр. В 2010-2011 году данная система закончила переход от системы разрозненных конкурсов к системе предметных декад. Это позволило решить проблему «перегрузки» внеурочными мероприятиями по разным предметам одной параллели в одно время. Декады наполнены разными событиями, но общим остается принцип построения : анонс декады, мероприятие для каждой параллели учащихся, главное событие декады, подведение итогов. Опыт работы показал, что учащиеся принимают активное участие, как в индивидуальных, так и в командных конкурсах и соревнованиях. Наиболее привлекательными мероприятия декады делают применение мультимедийной техники и инновационные технологии , применяемые педагогами при подготовке и проведении конкурсов и игр.
Ожидаемый результат Рост образовательных достижений учащихся гимназии во всех предметных областях и на всех ступенях обучения. Сокращение «слоя» неуспевающих и слабоуспевающих учеников на всех ступенях обучения. Повышение уровня психологического комфорта и удовлетворённости образовательным процессом у учащихся и родителей. Становление академической, творческой, социальной успешности как одного из компонентов в системе внутришкольных ценностей.
4.2. "Я - петербуржец". Формирование ценности гражданственности и патриотизма Главная цель - формирование у школьников современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины (большой и малой), готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Целенаправленная системная воспитательная работа в образовательном учреждении, отвечающая современным требованиям государственной политики, должна быть индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяет школу как важнейший фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества, и определяет основные направления в работе образовательных учреждений: интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. В соответствии с нормативной базой в школе формируется воспитательное пространство, направленное на создание условий для развития основных компетенций гражданина РФ через реализацию в образовательном учреждении ряда проектов, имеющих особую внутреннюю структуру и предполагающих внутренние деление на тематические программы.
Цель : Создание условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи: - воспитание высокой нравственности, патриотизма, культуры поведения и общения, любви к прекрасному, способности к сохранению и воспроизводству общечеловеческих ценностей; - формирование установок толерантности сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира; - формирование творчески активной личности, способной с позиции эстетического идеала воспринимать, утверждать в жизни, в природе, искусстве прекрасное, совершенное; - развитие индивидуальных интересов и склонностей детей; - воспитание уважительного отношения к историческому наследию, запечатленному в памятниках материальной и духовной культуры; - создание школьной Среды, способствующей формированию и развитию гражданских компетенций (знаний; позиции; умений и навыков
Инструментом при работе по данному направлению является комплекс общешкольных проектов. Элементамитехнологической схемы данного комплексаявляются внутришкольные проекты способствующие формированию и развитию гражданских компетенций (знаний; позиции; умений и навыков) и поли коммуикативной компетенции.
Проект «Вертикаль» Задачи:
Проект «Конференция» Задачи:
Проект «КТВ» (коллективно-творческих выездов) Задачи:
Проект «Демократическая школа» Задачи:
Ожидаемый результат - компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России - уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении - креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни - уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата - осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность
4.3. "Мой мир". Формирование духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира юного петербуржца
Формирование личностных ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ.
Программа "ТВОРЧЕСТВО"
Главный тезис: Любой ребенок может делать что-то лучше других. Довольно часто основы творческих умений и сама потребность в этом виде деятельности, закладываемые в ходе изучения школьных предметов, не получают дальнейшего развития в системе внеучебной деятельности. Вместе с тем, внеклассная работа может активизировать творческие способности, создавать ситуацию выбора форм творческой деятельности, работать на идею объединения учащихся по видам творческой деятельности. Очень важно построить такую систему развития творческих способностей учащихся, в которой созданные школьником продукты творчества будут действительно необходимы не только самому ребенку, но и его классу, школе в целом. Именно поэтому, концепция оформления гимназии во многом базируется на системе ученического творчества, а детские проекты и идеи по возможности включаются в деятельность Воспитательной Службы школы и, таким образом, получают целевое педагогическое сопровождение. Главная задача программы - средствами воспитательной работы способствовать созданию в школе образовательной среды, основанной на принципах творческого самовыражения и развития творческих способностей ученика.
Программа "НАГРАДА"
Главный тезис: Победа не может быть мелкой или крупной - она бывает замеченной или незамеченной Получение учеником награды - есть признание его достижения. Любая награда многофункциональна. Это: памятное свидетельство, символ, материальная ценность. Награждая ученика, мы дополняем систему своих отношений с ним новой формой, игрой, в которой ориентация на успех, на достижение является обязательным правилом, а получение награды - закономерно ожидаемым результатом. Задача программы - создать систему награждения и общественного признания достижений во всех сферах жизни школы. Обеспечить взаимосвязь системы оценок по предметам и наград, премий через конкретные подпроекты:"Ассамблея Достижений", "Сертификат, Диплом, Благодарственное Письмо", "Книга Достижений", " Предметная Премия".
Музейно-экскурсионная программа «Город, в котором я живу». Организация и проведение учебных экскурсий является важным компонентом расширения образовательного пространства гимназистов. Основным тезисом при разработке системы учебных экскурсий является то , что С-Петербург, как город музеев и город-музей объединят в себе по крайней мере четыре образовательных пространства, освоение которых учащимися не только возможно , но и очень важно: архитектурное пространство Санкт-Петербурга; городская история и история России и мира; художественно-культурное пространство города; Санкт-Петербург , как научный центр.
Ожидаемый результат: Создание условий для развития и реализации творческого потенциала , формирования коммуникативной культуры, навыков социализации, толерантного мировоззрения и воспитания нравственных качеств учащихся.
4.4. "Мое здоровье - мое будущее". Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Развитие и процветание России невозможно без всесторонне развитого, физически, психологически и психически здорового подрастающего поколения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1–й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Появляется близорукость, нервно-психические расстройства, нарушение осанки, остроты зрения. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной социальной и педагогической проблемой. Цель: Формирования в сознании учащихся понятий ценности здоровья и здорового образа жизни при консолидации сил всех заинтересованных сторон: школы, здравоохранения, социальной защиты, общественности, родителей. Развитие системы, способствующей сохранению здоровья всех субъектов образовательного процесса. Задачи: - создание гигиенических, материально-технических и социально-психологических условий для здоровьесбережения; - отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы; - введение инновационных технологий в информационно-пропагандистскую работу по приобщению учащихся к здоровому образу жизни; - организация единой системы мониторинга здоровья детей; - формирование у каждого ученика активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих; - способствование преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятиями спортом; - продолжение санитарно-просветительской работы по профилактике социально обусловленных заболеваний. - создание целостной системы, направленной на формирование культуры здоровья и приобщения учащихся к здоровому образу жизни. Основные направления работы: Здоровьесберегающее образование Цель: внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания
Комфортная среда образовательного учреждения Цель: обеспечение условий для создания комфортной, безопасной, здоровьесберегающей среды в школе
Физическая активность Цель: обеспечение условий для формирования здорового образа жизни и оптимальной двигательной активности учеников
Здоровое питание Цель: создание условий для обеспечения учеников здоровым питанием
Профилактика нездорового образа жизни Цель: отработка условий по профилактике нездорового образа жизни
Профилактика травматизма Цель: создание условий по профилактике детского травматизма
Школа здоровья для родителей Цель: расширение взаимодействия родителей и школы в вопросе сохранения здоровья детей
Медицинская грамотность Цель: отработка условий формирования медицинской грамотности у детей
Ожидаемый результат: 1. Созданы условия для формирования у воспитанников и обучающихся гимназии системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение и укрепление здоровья. 2. Учебный прогресс учащихся, снижение уровня утомляемости в обучении. 3. Снижение уровня тревожности в обучении и заболеваемости учащихся. 4. Рост медицинской грамотности учащихся, рост социальной активности школьников. 5. Повышение уровня физической активности учащихся. 6. Разработана система внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. 7. Разработана система психолого-педагогического и медико-физиологического мониторинга показателей соматического и психического здоровья, мониторинга детского благополучия и мониторинга благополучия в образовательной среде воспитанников, обучающихся гимназии. 8. Разработаны и реализуются в гимназии дополнительные программы физического воспитания. 9. Реализованы мероприятия в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи. 10. Снижено количество заболеваний и функциональных нарушений органов у воспитанников, обучающихся гимназии. 11. Рост компетентности воспитателей и учителей, повышение уровня удовлетворенности работой.
4.5. "Семья - моя главная опора". Формирование ценности семьи Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. ГОУ по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Семьи, из которых приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам. Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе. Задачи: изучать семьи учащихся; организовать психолого-педагогическое просвещение родителей; организовывать совместное проведение досуга детей и родителей; - поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса, школы; демонстрировать ее проявление окружающим.
|