Новости
03.02.2025
Праздник танца для 2-4 классов
01.02.2025
I Открытая районная инженерная олимпиада на английском языке для учащихся общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга
31.01.2025
Мероприятие по математике
30.01.2025
Музыкальная гостиная в рамках творческого проекта
28.01.2025
Мастер-класс в рамках проекта
|
Методические рекомендации по развитию пед потенциалаМетодические рекомендации по развитию педагогического потенциала гимназии как сообщества педагогов и родителей, разделяющих цели и ценности ФГОС нового поколения.
Вопросы, на которые должны давать ответы учебные программы по предметам: Какую роль играет предмет в достижении уровня общекультурной компетентности и в подготовке разных групп учащихся к обучению в старшей школе? Умение решать какие учебные проблемы на материале предмета в конкретных условиях школы и класса можно рассматривать как приоритетные педагогические цели? В чём могут заключаться различия в результатах освоения учебной программы на базовом (общекультурном), профессиональном и продвинутом уровнях? Какие другие предметы и виды образовательной деятельности могут быть использованы для реализации целей предмета? В основной и старшей школе надпредметные программы могут реализовываться в форме уроков, основной дидактической задачей которых является обучение какому-либо конкретному способу познавательной, коммуникативной или иной деятельности. Одна из ключевых задач основной школы в плане личностного развития школьников – создание условий для реализации мотива «осознанного самообразования». Кроме того, в здесь должна происходить детальная, понятная ученику «распаковка» дидактических инструментов школьного образования, логики построения тем, выбора способов деятельности на уроке и дома. У школьника, таким образом, будет складываться объективное представление о том, «почему его учат именно этому и именно так?». Индивидуализация образовательных программ помимо указанного выше может заключаться:
Программа для учащихся должна содержать информацию о возможностях, которые могут приобрести учащиеся при освоении программы и о возможностях индивидуализации данной программы. Какова общая направленность и идеология оценивания? Общая идеология оценивания состоит в использовании возможностей критериального оценивания для развития ответственности школьника за получении того или иного результата образования и самооценочных процессов, роль которых на данной ступени существенно динамично (от 5 к 9 классу) возрастает. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы предполагает ее организацию, содержание и критерии оценки результатов с учетом государственной (итоговой) аттестации. Какова роль различных субъектов оценивания? Учитель, безусловно, остается на данной ступени основным субъектом оценивания. Данная ступень школьного обучения предполагает развитие умений самооценки результатов и процесса образования. Самооценка имеет формализованный характер (в виде, например дневников или листов достижений, карт самооценки, портфолио и пр.), носит рефлексивный характер в плане определения влияния сегодняшних достижений на будущие действия и результаты и предусматривает возможность подготовки резюме по итогам основной ступени школьного образования. Актуальной является роль внешних экспертов особенно для оценивания результатов познавательной (исследовательской, проектной) и социально--преобразующей (социальные проекты, волонтерство и пр.) деятельности школьников. В школе создаются условия для расширения когорты внешних экспертов образовательных достижений школьников через участие в различного уровня конкурсах. Внешняя оценка носит формализованный характер в части фиксации результатов (сертификаты участника событий, грамоты и пр.) Что является объектом оценивания? В качестве основного объекта оценивания выступает сформированность умений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Задания для промежуточного и итогового оценивания являются интегрирующими все группы образовательных результатов, а также фиксировать готовность школьников к совместной деятельности. Таким образом, на данной ступени должны быть разработаны критерии оценки заданий, позволяющие зафиксировать все подлежащие критериальной оценке группы результатов. Какова частота оценивания и соотношение текущей и итоговой оценки? Текущее оценивание может быть организовано как процесс самооценивания, промежуточное оценивание проводится по итогам формальных периодов обучения (полугодия или триместра). На данной ступени используется накопительная балльная или балльно-рейтинговая система оценки. В силу этого возможность исправления оценки практически не предусматривается (или предусматривается в малой степени), поскольку создаются условия для формирования ответственного отношения к аттестационным процедурам через заблаговременное определение дат аттестации, организацию представления промежуточных результатов и пр. Что следует учитывать при разработке систем оценивания?
Принципы оценивания:
Вариативность современных систем оценивания Вариативность предметов оценивания определяется наличием разных групп образовательных результатов. Вариативность субъектов оценивания определяется необходимостью включения учащихся в процесс оценивания, а также родителей и других внешних субъектов (при организации публичных отчетов школьников о своих достижениях). Вариативность способов оценивания определяется вариативностью объектов и субъектов оценивания и предполагает формализованные и неформализованные способы оценки. Вариативность способов фиксации результатов определяется выбором способа оценивания и возможностью воспользоваться им на следующем этапе получения образования.
Рекомендации по проектированию урока в основной школе при переходе к реализации ФГОС
Ниже перечислены вопросы, на которые учителю неизбежно приходится отвечать при подготовке к уроку. По каждому вопросу предлагаются различные варианты ответов, которые нельзя рассматривать как «правильные» или «неправильные». Возможны разные варианты ответов на поставленные вопросы, если они соответствуют педагогическим целям, возможностям класса и самого учителя. Перечисленные варианты ответов не являются исчерпывающими – каждый учитель, естественно, может найти иной вариант ответа на указанные ниже вопросы.
1.1. Постановка проблемы. 1.2. Изучение нового явления (события, правила, закона и т.п.) 1.3. Обучение какому-то способу деятельности. 1.4. Подготовка к самостоятельному изучению учебного материала. 1.5. Систематизация и обобщение изученного материала. 1.6. Контроль. 1.7. Анализ достижений и ошибок. 1.8. Комбинированный урок. 1.9. Другое.
2.1. По программе или учебному пособию. 2.2. По основной дидактической задаче. 2.3. Другое.
3.1. Как элемент содержания, который надо усвоить. 3.2. Как задача, которую надо решить. 3.3. Как проблема, способ решения которой надо найти.
4.1. В самом начале урока. 4.2. В конце урока. 4.3. По ходу урока.
5.1. Учитель. 5.2. Ученики.
6.1. Учитель. 6.2. Ученики. 6.3. Цель урока не формулируется – она подразумевается, исходя из темы; смысл урока становится понятным по ходу урока.
7.1. Информирование, объяснение, рассказ. 7.2. Инструктирование. 7.3. Организация поисковой деятельности учащихся.
8.1. Информирование, объяснение, рассказ. 8.2. Инструктирование. 8.3. Организация поисковой деятельности учащихся. 8.4. Другое.
9.1. На данном уроке в этом нет необходимости. 9.2. Для выявления и оценки готовности учащихся к уроку. 9.3. Для корректировки плана урока. 9.4. Для стимулирования интереса учащихся к теме урока. 9.5. Другое.
10.1.На данном уроке вопросов учащихся лучше избегать. 10.2.На вопросы учащихся можно ответить по ходу урока или в конце урока. 10.3.Вопросы учащихся надо обязательно стимулировать. 10.4.Другое.
11.1.Типовые задания, способ выполнения которых учащимся должен быть понятен. 11.2.Проблемные задания, способ выполнения которых учащимся надо найти. 11.3.Задания, содержащие избыточному информацию, для выполнения которых надо понять, в чём проблема. 11.4.Другое.
12.1.Наводящие вопросы. 12.2.Взаимоисключающие ответы. 12.3.Вопросы на выявление причин затруднений. 12.4.Другое.
13.1.На данном уроке нет необходимости в персональных оценках. 13.2.На уроке предполагается дать только качественную оценку ответам учащихся, не выставляя отметки в баллах. 13.3. Будет оцениваться правильность ответов (в баллах). 13.4.Будет оцениваться качество ответов (в баллах). 13.5.Будет оцениваться эффективность деятельности класса. 13.6.Будут оцениваться результаты урока, их соответствие целям. 13.7.Другое.
14.1.По реакции учащихся («по глазам»). 14.2. По результатам фронтальной работы. 14.3.По ответам «сильных учащихся». 14.4.По ответам «слабых учащихся». 14.5. По ответам «средних учащихся». 14.6.По пониманию учащимися смысла домашнего задания.
15.1.На данном уроке нет необходимости в домашнем задании. 15.2.Будут указаны материалы учебного пособия (параграф учебника, номера упражнений и т.д.). 15.3.Учащиеся будут проинструктированы относительно способов выполнения задания и предупреждены о возможных трудностях. 15.4.Содержание задания будет сформулировано в процессе обсуждения результатов урока. 15.5.Другое.
16.1.Отсутствие у учащихся интереса к теме урока. 16.2.Отсутствие у учащихся опорных знаний и/или умений. 16.3.Сложность материала, не соответствующая реальным познавательным возможностям учащихся. 16.4.Существенные различия в уровне подготовленности учащихся. 16.5.Поведение отдельных учеников. 16.6.Другое.
В рамках традиционного урока необходимо изменить подход к основным его элементам: целевому, организационному, рефлексивному, содержательному и оценочному компонентам. Возможные векторы изменения: 1. Способ предъявления темы урока: от темы как области знаний (что ученик должен знать) к теме как познавательной задаче (чему ученик может научиться). Тема, записанная в журнал учителем, для обучающихся может быть сформулирована по-другому (через вопрос, противоречие и пр.). В ряде случаев учитель не объявляет тему урока, а создает проблемную ситуацию для школьников, ее разрешение приводит к формулированию темы урока. 2. Способ формулирования целей и задач урока: от информирования учителем учеников о целях и задачах к стимулированию учащихся самостоятельно определять цели и задачи через организацию поисковой деятельности, от определения целей через содержание к определению целей результат деятельности учащихся. Обучающиеся могут ставить свои задачи на урок, они могут лежать в области личностных, метапредметных и предметных результатов.
3. Способ формирования мотивации учащихся: от предъявления требования («Вы должны это знать», «Это нужно для сдачи ЕГЭ») к обсуждению значимости изучения темы для обучающихся, включению содержания изучаемого материала в социальный контекст. 4. Способ предъявления учебного материала: от сообщения достоверных знаний и ухода от нерешенных проблем к рассмотрению явлений с разных точек зрения для стимулирования диалога. 5. Способы деятельности при изучении учебного материала: от репродуктивных к частично-поисковым, творческим; от преобладания презентационной деятельности учителя к преобладанию самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся, от объяснения материала учителем - к помощи обучающимся в выборе способа изучения учебного материала. От поддержки сильных в условиях забвения слабых– к поддержке слабых в условиях предоставления свободы на уроке сильным. 6. Способы оценивания учащихся и отношение к ошибкам: от ежеурочного оценивания к разделению периода обучения и момента оценивания, от тотального оценивания к «праву на оценку». Ошибка - способ продвижения вперед. Исправление, оттачивание, переделывание – способ продвижения. 7. Способ задавания домашних заданий: от информирования о задании для домашней работы к обсуждению смысла домашней работы и выбору учащимися заданий.
На всех ступенях школьного образования на уроке используются «нетипичные задачи»: - с недостаточностью исходных данных; - с неопределенностью постановки вопроса; - с избыточными или ненужными для решения исходными данными; - с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии; - допускающие лишь вероятные решения; - с ограниченным временем решения; - требующие использования предметов в необычной для них функции; - на обнаружение возможной ошибки в решении и др. |