Новости
03.02.2025
Праздник танца для 2-4 классов
01.02.2025
I Открытая районная инженерная олимпиада на английском языке для учащихся общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга
31.01.2025
Мероприятие по математике
30.01.2025
Музыкальная гостиная в рамках творческого проекта
28.01.2025
Мастер-класс в рамках проекта

Контроль предметный и УУД

Комплексный  подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

В стандартах второго поколения в оценочной деятельности определились такие направления:

  • система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов;
  • оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования;
  • ориентация оценки на деятельностный подход;
  • комплексный подход к оценке результатов образования;
  • «встроенность» оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса обучающихся.

Реализация системы оценочной деятельности в основной школе возможна  через интегративный (объединяющий) подход к оцениванию в 5-9-х классах.

Одна из целей оценочной деятельности – это обеспечение комплексного подхода к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

1. Система административного контроля (на примере материалов опытно-экспериментальной работы ГБОУ Гимназии №63)  спланирована с целью отслеживания динамики с 5-го класса по  9-й класс:

ü    качества обученности учащихся  по большинству предметов учебного плана

ü    формирования метапредметных УУД  на разных этапах обучения, отражающих работу с информационными источниками (поиск, синтез, анализ информации); исследовательскую деятельность в рамках предметной области; перенос предметных знаний в практику собственной жизни; навыки в области презентации полученных знаний; творчество, дивергентное мышление через содержание работ включающих умения:

Знания: определяет, подбирает, обозначает,  выбирает, перечисляет этапы(свойства), воспроизводит ( структуру), излагает…,

  1. Может обрисовать  в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…
  2. Умеет находить  в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…
  3. Умеет приводить пример того, что (как, где, аналогично )…

 

 

Понимание: пересказывает, переструктурирует, объясняет схемы графики, переводит из одного в другое, обобщает, показывает, фиксирует следствия из фактов …,

  1. Умеет составлять перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…
  2. Умеет составлять список понятий, касающихся…
  3. Может расположить в определенном порядке…
  4. Может выполнять… (эскиз рисунка, схему, график, таблицу) и объяснить …
  5. Может прокомментировать положение (условие, утверждение) о том, что…
  6. Умеет излагать в форме… свое мнение 

Применение: демонстрирует, изменяет, обнаруживает, манипулирует, решает, показывает, применяет законы на практике, использует… для анализа новых ситуаций.

  1. Может подготовить и провести  презентацию…
  2. Может рассчитать на основании данных о…
  3. Может раскрыть  особенности, связи…

Анализ: раскрывает связи, реконструирует, сверяет, выделяет, распознает, выдвигает …,

  1. Умеет сравнивать … и …, а затем обосновывать…
  2. Может провести экспертизу состояния …

Синтез: создает ..модель.., сочиняет, комбинирует, планирует

  1. Может предложить способ, позволяющий…
  2. Может придумать игру, которая…

Оценка:

  1. Может оценить значимость … для…
  2. Умеет высказывать критическое суждение о …

По данным позициям можно составить краткую характеристику выпускника основной школы.  Т.о. «Выпускник основной школы умеет  работать с большим спектром  информационных источников, имеет опыт исследовательской  деятельности, может переносить

 

теоретические предметные знания в практику своей жизни, используя различные способы презентации своих знаний, в том числе с опорой на свои творческие умения». Таков краткий возможный портрет выпускника основной школы.

 

«Система внутришкольного контроля формирования  метапредметных универсальных учебных действий  в основной школе», отражающая последовательное оценивание  формирования универсальных учебных действий:

1. Работа с информационными источниками (поиск, синтез, анализ информации)

История. 

5 класс.Проверка умения составлять простой план.

6 класс.Проверка умения составлять таблицы.

7 класс.Проверка умения составлять сложный план.

8 класс.Проверка умения составлять краткий конспект.

9 класс.Практическая работа по умению работать с документами.

Литература.

5 класс. Пересказ текста(умение  пересказывать текст, сохраняя авторский стиль).

6 класс. Анализ эпизода(умение анализировать и интерпретировать текст по предложенному плану).

7 класс. Анализ эпизода на основе сравнения (умение сравнивать и сопоставлять художественные тексты, аргументировать оценку героев, событий).

8 класс. Отзыв о прочитанной книге (умение целостно воспринимать позицию автора)

9 класс. Рецензия на  посещенный спектакль(умение сравнивать и обосновывать свою позицию, умение высказывать критическое суждение).

2. Исследовательская деятельность в рамках предметной области

5 класс.Естествознание.Практическая работа «Растворимые и нерастворимые вещества» ( умение выполнять наблюдения с использованием инструкций, памяток, методичек)

6 класс. География.Проверочная работа «Оболочка Земли»(умение определять свойства, признаки и характеристики объекта, классифицировать объекты по признакам и свойствам)

7 класс. Биология.Лабораторная работа «Выявление строения покровов тела в связи с образом жизни»

(умение самостоятельно составлять план исследования, сравнивать различные объекты).

8 класс. Биология.Контрольная работа с элементами исследования «Внутренняя среда организма» (умения анализа и синтеза полученных знаний при характеристике объекта)

9 класс. Физика.Проект  «Законы Ома» (Умение выдвигать гипотезу, применять различные методы научного исследования для конкретных ситуаций).

3. Навыки в области презентации полученных знаний

Иностранные языки (говорение)

5 класс. Умение вести диалог этикетного характера по теме «Взаимоотношения в семье, с друзьями», «Досуг, увлечения» (до 3-х реплик с каждой стороны)

6 класс. Умение вести диалог-расспрос по теме «Школьная жизнь», «Покупки» (до 5 реплик с каждой стороны)

7 класс. Умение вести диалог-обмен мнениями по теме «Страны изучаемого языка», «Защита окружающей среды» (до 7 реплик с каждой стороны)

8 класс. Умение  составлять и вести комбинированные диалоги разных типов по теме «Спорт и здоровый образ жизни», «Роль иностранного языка в жизни человека» (до 8 реплик с каждой стороны)

9 класс. Умение  составлять и вести комбинированные диалоги разных типов на произвольную тему (до 10 реплик с каждой стороны)

Контроль за формированием представленных УУД возможен   в рамках системы конкурсов по предмету, работы МО, административного контроля, контроля со стороны учителя, контроля через «Портфель достижений ученика» ( «Листы сопровождения», «Образовательное резюме выпускника основной школы»)

На данном примере просматривается  реализация стратегической цели ФГОС , т.е. личностная интеграция средствами межпредметной интеграции.

 

 

Система  административного контроля  предметных результатов освоения ОП и формирования метапредметных УУД в основной школе

 

5

6

7

8

9

Сентябрь

Русский язык

Математика

 

 

 

 

Oктябрь

Английский язык

Французский язык

Английский язык

Французский язык

Английский язык

Ноябрь

 

 

 

геометрия

 

Конец I триместра.

Декабрь

 

Литература

 

Литература

Литература

Конец I полугодия

Январь

Технология

Музыка

 

Технология

Музыка

Биология

информатика

История

физика

Февраль

Биология

география

физика

география

Русский язык

Математика

Конец II триместра.

Март

История

 

Физическая культура

История

Химия

 

Физическая культура

Химия

Информатика

Отчет по учебно-исследовательской деятельности

Апрель

 

обществознание

 

обществознание

 

Май

Русский язык

Математика

Русский язык

Математика

Русский язык

Математика

Русский язык

Математика

 

Конец III триместра. Конец II полугодия. Конец учебного года.

 

 

Система административного контроля  спланирована с целью отслеживания динамики с 5-го класса по  9-й класс:

ü  качества обученности учащихся  по большинству предметов учебного плана

ü  формирования метапредметных УУД  на разных этапах обучения, отражающих работу с информационными источниками (поиск, синтез, анализ информации); исследовательскую деятельность в рамках предметной области; перенос предметных знаний в практику собственной жизни; навыки в области презентации полученных знаний; творчество, дивергентное мышление через содержание работ включающих умения:

 

1)      обрисовать  в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

2)      предложить способ, позволяющий…

3)      подготовить и провести  презентацию…

4)      составлять перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

5)      оценить значимость … для…

6)      составлять список понятий, касающихся…

7)      расположить в определенном порядке…

8)      выполнять… (эскиз рисунка, схему, график, таблицу) и объяснить …

9)      сравнивать … и …, а затем обосновывать…

10)  рассчитать на основании данных о…

11)  раскрыть  особенности, связи…

12)  находить  в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

13)  провести экспертизу состояния …

14)  приводить пример того, что (как, где, аналогично )…

15)  придумать игру, которая…

16)  высказывать критическое суждение о …

17)  прокомментировать положение (условие, утверждение) о том, что…

18)  излагать в форме… свое мнение 

 

Система внутришкольного контроля

формирования  метапредметных универсальных учебных действий  в основной школе

  1. Работа с информационными источниками (поиск, синтез, анализ информации)
  2. Исследовательская деятельность в рамках предметной области
  3. Перенос предметных знаний в практику собственной жизни
  4. Навыки в области презентации полученных знаний
  5. Творчество, дивергентное мышление

 

Предмет УП

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Работа с информационными источниками (поиск, синтез, анализ информации)

История

Проверка умения составлять простой план

Проверка умения составлять таблицы

Проверка умения составлять сложный план

Проверка умения составлять краткий конспект

Практическая работа по умению работать с документами

Литература

Пересказ текста (умение  пересказывать текст, сохраняя авторский стиль)

Анализ эпизода (умение анализировать и интерпретировать текст по предложенному плану)

Анализ эпизода на основе сравнения  (умение сравнивать и сопоставлять художественные тексты, аргументировать оценку героев, событий)

Отзыв о прочитанной книге

 (умение целостно воспринимать позицию автора)

Рецензия 

Русский язык

(создание текста)

Сочинение- рассуждение  (умение создавать текст заданного типа на грамматическую тему)

Сочинение полного рассуждения  (умение выстраивать композицию, аргументировать свою точку зрения)

Интервью (умение анализировать тексты-интервью и писать сочинения в этом жанре)

Сравнительная характеристика (умение  писать сочинения на основе сравнения)

Эссе (умение отличать эссе от других жанров и самостоятельно создавать тексты в жанре эссе)

Исследовательская деятельность в рамках предметной области

Естествознание

Биология

География

Физика

Естествознание

Практическая работа «Растворимые и нерастворимые вещества» ( умение выполнять наблюдения  с использованием инструкций, памяток, методичек)

География

Проверочная работа «Оболочка Земли»

(умение определять свойства, признаки и характеристики объекта, классифицировать объекты по признакам и свойствам)

Биология

Лабораторная работа «Выявление строения покровов тела в связи с образом жизни»

(умение самостоятельно составлять план исследования, сравнивать различные объекты)

Биология

Контрольная работа с элементами исследования «Внутренняя среда организма»

(умения анализа и синтеза полученных знаний при характеристике объекта)

Физика

Контрольная работа «Законы Ома» (Умение выдвигать гипотезу, применять различные методы научного исследования для конкретных ситуаций)

Математика

Устное сообщение на тему «Число»

 (умение выполнять исследование с помощью инструктажа и памятки)

Практическая работа «Составь задачу по теме …»

(умение задавать вопрос, видеть проблему) 

Творческая работа с элементами исследования «Геометрия вокруг нас»

(умение сравнивать различные объекты, определять связи)

Мини-исследование «Как математика помогает в изучении других учебных предметов !» (умение делать выводы по результатам исследования; давать сравнительные характеристики объектам)

«Математическое резюме ученика 9-го класса: что я знаю? Что я умею? Как я связываю математику со своим будущим?»

(умение анализировать, и давать оценку)

Перенос предметных знаний в практику собственной жизни

 

Физическая культура

Осознанное восприятие понятия «Физическая рекреация» (тест)

Понимание специальных терминов (Мини-сочинение на тему «ЗОЖ – это модно»)

Понимание роли физических нагрузок при половом созревании подростков (Анкетирование)

Умение  оценивать свое здоровье по объективным и субъективным показателям (Комплексное оценивание персональных данных физического развития)

Использование физических упражнений для совершенствования фигуры (разработка индивидуальной программы «Лучший показатель развития – отражение в зеркале»)

Навыки в области презентации полученных знаний

Иностранные языки (говорение)

Умение вести диалог этикетного характера по теме «Взаимоотношения в семье, с друзьями», «Досуг, увлечения» (до 3-х реплик с каждой стороны)

Умение вести диалог-расспрос по теме «Школьная жизнь», «Покупки» (до 5 реплик с каждой стороны)

Умение вести диалог-обмен мнениями по теме «Страны изучаемого языка», «Защита окружающей среды» (до 7 реплик с каждой стороны)

Умение  составлять и вести комбинированные диалоги разных типов по теме «Спорт и здоровый образ жизни», «Роль иностранного языка в жизни человека» (до 8 реплик с каждой стороны)

Умение  составлять и вести комбинированные диалоги разных типов на произвольную тему

(до 10 реплик с каждой стороны)

Творчество, дивергентное мышление

ИЗО

технология

Умение работать по  аналогии с образцом

(Простая композиция; цветовое решение на основе контраста,  упрощенная техника исполнения)

Умение вносить  элементы творчества в свою работу (Усложненная композиция, цветовое решение с использованием дополнительных тонов, техника исполнения )

Умение выполнять авторскую работу

( многоплановая композиция, цветовое решение в колорите, сочетание различных видов техники исполнения)

 

 

 

 

Условные обозначения:

контроль в рамках системы конкурсов по предмету

включено в административный контроль

контроль в рамках работы МО

включено в «Образовательное резюме»

контроль со стороны учителя

 

Предмет УП

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Работа с информационными источниками (поиск, синтез, анализ информации)

История

Проверка умения составлять простой план

Проверка умения составлять таблицы

 

Проверка умения составлять сложный план

Проверка умения составлять краткий конспект

Практическая работа по умению работать с документами

Литература

Пересказ текста (умение  пересказывать текст, сохраняя авторский стиль)

Анализ эпизода (умение анализировать и интерпретировать текст по предложенному плану)

Анализ эпизода на основе сравнения  (умение сравнивать и сопоставлять художественные тексты, аргументировать оценку героев, событий)

Отзыв о прочитанной книге

 (умение целостно воспринимать позицию автора)

Рецензия  (умение писать рецензию, используя публицистический стиль речи)

Русский язык

(создание текста)

Сочинение- рассуждение  (умение создавать текст заданного типа на грамматическую тему)

Сочинение полного рассуждения  (умение выстраивать композицию, аргументировать свою точку зрения)

Интервью (умение анализировать тексты-интервью и писать сочинения в этом жанре)

Сравнительная характеристика (умение  писать сочинения на основе сравнения)

Эссе (умение отличать эссе от других жанров и самостоятельно создавать тексты в жанре эссе)

Исследовательская деятельность в рамках предметной области

Естествознание

Биология

География

Физика

Естествознание

Практическая работа «Растворимые и нерастворимые вещества» ( умение выполнять наблюдения  с использованием инструкций, памяток, методичек)

География

Проверочная работа «Оболочка Земли»

(умение определять свойства, признаки и характеристики объекта, классифицировать объекты по признакам и свойствам)

Биология

Лабораторная работа «Выявление строения покровов тела в связи с образом жизни»

(умение самостоятельно составлять план исследования, сравнивать различные объекты)

Биология

Контрольная работа с элементами исследования «Внутренняя среда организма»

(умения анализа и синтезаполученных знаний при характеристике объекта)

Физика

Контрольная работа «Законы Ома» (Умение выдвигать гипотезу, применять различные методы научного исследования для конкретных ситуаций)

Математика

Устное сообщение на тему «Число»

 (умение выполнять исследование с помощью инструктажа и памятки)

Практическая работа «Составь задачу по теме …»

(умение задавать вопрос, видеть проблему) 

Творческая работа с элементами исследования «Геометрия вокруг нас»

(умение сравнивать различные объекты, определять связи)

Мини-исследование «Как математика помогает в изучении других учебных предметов !» (умение делать выводы по результатам исследования; давать сравнительные характеристики объектам)

«Математическое резюме ученика 9-го класса: что я знаю? Что я умею? Как я связываю математику со своим будущим?»

(умение анализировать, и давать оценку)

Перенос предметных знаний в практику собственной жизни

Физическая культура

Осознанное восприятие понятия «Физическая рекреация» (тест)

Понимание специальных терминов (Мини-сочинение на тему «ЗОЖ – это модно»)

Понимание роли физических нагрузок при половом созревании подростков (Анкетирование)

Умение  оценивать свое здоровье по объективным и субъективным показателям (Комплексное оценивание персональных данных физического развития)

Использование физических упражнений для совершенствования фигуры (разработка индивидуальной программы «Лучший показатель развития – отражение в зеркале»)

Навыки в области презентации полученных знаний

 

Иностранные языки (говорение)

Умение вести диалог этикетного характера по теме «Взаимоотношения в семье, с друзьями», «Досуг, увлечения» (до 3-х реплик с каждой стороны)

Умение вести диалог-расспрос по теме «Школьная жизнь», «Покупки» (до 5 реплик с каждой стороны)

Умение вести диалог-обмен мнениями по теме «Страны изучаемого языка», «Защита окружающей среды» (до 7 реплик с каждой стороны)

Умение  составлять и вести комбинированные диалоги разных типов по теме «Спорт и здоровый образ жизни», «Роль иностранного языка в жизни человека» (до 8 реплик с каждой стороны)

Умение  составлять и вести комбинированные диалоги разных типов на произвольную тему

(до 10 реплик с каждой стороны)

Творчество, дивергентное мышление

 

ИЗО

технология

Умение работать по  аналогии с образцом

(Простая композиция; цветовое решение на основе контраста,  упрощенная техника исполнения)

Умение вносить  элементы творчества в свою работу (Усложненная композиция, цветовое решение с использованием дополнительных тонов, техника исполнения )

Умение выполнять авторскую работу

( многоплановая композиция, цветовое решение в колорите, сочетание различных видов техники исполнения)

 

 

 


Copyright © 2011 Гимназия № 63